Предположим, с новой машиной ничего не сложилось, а до покупки желаемой иномарки не хватает пару тысяч долларов, то, как вариант, при наличии времени и желания можно приобрести аварийный экземпляр, который вполне реально отремонтировать, чтобы потом эксплуатировать его и дальше. Причем при наименьших финансовых затратах и с однозначной выгодой для себя. О том, есть ли большой смыл покупать и восстанавливать аварийный транспорт, а также какие битые машины произвели наибольший фурор на электронной площадке, нам рассказал директор белорусского интернет-аукциона Виталий Скребец.
Директор ООО «БелАукцион-Групп» Виталий Скребец |
С июля 2014 года и по сегодняшний день компания реализовала более 200 ТС, среди которых попадался и эксклюзивный транспорт, и откровенный автохлам, которые продавались за меньшие деньги, зато впоследствии успешно восстанавливались, в чем, собственно, и заключается смысл этих авантюрных для большинства белорусов электронных покупок.
Организаторы интернет-аукциона не скрывают, что, как правило, битые машины выбирают для личного пользования, чтобы починить их своими силами, делая ставку на дешевый сервис и недорогие запчасти. Случается, что битый транспорт берут и для коммерческих целей, например, в такси, аренду или службу доставки. Пример тому турбодизельный Reanult Dokker 2015 года, пробежавший всего 15.337 км и, по всей видимости, не доехавший до очередного клиента.
Выводы делать пока рано: до окончания торгов остается еще 9 дней, а текущая ставка составляет 4000 руб., или $2000 в эквиваленте, что уже неплохо, ведь участники аукциона начинают активно торговаться буквально за полчаса до финиша.
Гибридный Lexus RX 400h 2005 года, который вот-вот продастся, тоже пользуется немалым спросом. У авто повреждены проводка блока управления ДВС, а также шаровые опоры передних рычагов (возможно, и сами рычаги), а оба рычага заднего правого колеса нужно заменить, и пока что на торгах японский кроссовер набрал 12.306 руб, или около $6 тысяч. При этом его среднерыночная цена варьируется в диапазоне 14,5 тысяч у.е.
«Предугадать, за какую сумму в итоге выкупят аварийный экземпляр даже накануне окончания торгов, практически нереально. Ведь интернет-аукцион — это непредсказуемый процесс, на который не зря отводится две недели, для того, чтобы каждый участник успел прицениться, поискать запчасти, рассчитать все расходы на сервис и принять решение о целесообразности такой покупки», — объясняет Виталий Скребец.
Не менее интересна и свежая Lada Largus с 1,6-литровым бензиновым мотором, пробегом всего 7.911 км и в максимальной комплектации. Известно, что семиместный универсал столкнулся с Volkswagen Touareg, который на скользкой дороге не справился с управлением и вылетел боком на встречную полосу. В результате у ВАЗа деформирован средний ряд сидений, повреждена передняя правая подвеска, а также потребуется серьезный кузовной ремонт.
«По опыту знаю, что такой автомобиль наверняка восстановится и будет работать в такси или в сфере аренды. Как правило, подобные варианты дешево покупают и недорого восстанавливают, после чего они быстро отбивают свою стоимость, начинают приносить доход, а потом скорее всего реализуются», — уточняет директор интернет-аукциона.
Например, на днях ушла с молотка на электронных торгах Skoda Rapid 2013 года, ранее принадлежавшая организации в сфере игорного бизнеса. Переднеприводный хэтчбек тоже пострадал в результате столкновения с микроавтобусом, но повреждения не критичные, все восстанавливается. Между прочим, аукцион был успешно закрыт по цене 7600 руб., или $3800 в эквиваленте.
Не успел толком поездить и Volkswagen Polo 2015 года. Его пробег составил 4415 км на момент случившегося ДТП. Состояние авто оценивалось «как новое», если не считать повреждений — смещенные лонжероны и двигатель, поврежденные 2 подушки (крепления) ДВС, трещину в ветровом стекле, а также сработавшие 2 фронтальные подушки безопасности. Тем не менее торги состоялись, и автомобиль ушел за 8203 рублей (около $4200).
«Навскидку на ремонт бюджетника уйдет порядка 2,5 тысяч долларов. Как правило, такие машины тоже покупают для себя и восстанавливают своими силами. Владельцы чаще всего удивляются, как вообще за такие деньги можно купить авто в таком страшном состоянии, отремонтировать его за адекватные деньги, а потом успешно эксплуатировать», — комментирует Виталий Скребец.
Так, битый BMW X3 2008 года на аукционе продался за 7,5 тысяч долларов, чем также удивил нового владельца, несмотря на то, что стоимость запчастей и обслуживание премиальной немецкой марки вряд ли назовешь бюджетным. Стоимость целых X3 этого года выпуска в среднем составляет $11.500. В общем, как говорит организатор аукциона, еще в процессе торгов из желающих посмотреть 2-литровый дизельный BMW фактически выстраивалась целая очередь.
Не говоря уже про Renault Duster 2013 года, который выглядел почти безнадежно погибшим. Но в начале сентября битый «Дастер», стартовавший с 1000 рублей, сумел подняться до цены 4000 руб., что эквивалентно $2000, и уехать с площадки для дальнейшего восстановления. Такие трехлетние, но в целом виде машины можно найти в интернете и за $9000-10.000, так что выгода налицо.
«Машина была разбита так, что ее можно было отдать разве что на запчасти. Но и такие аварийные экземпляры находят своих покупателей. Более того, мы рассчитывали, что Duster продастся до 1,5 тысячи долларов, так что он превзошел все ожидания. Насколько известно, его планируют восстановить и ездить».
«В основном аварийные экземпляры выставляют страховые компании, когда признают автомобиль погибшим и видят, что стоимость его восстановления на сервисе превышает 80% стоимости самого авто. Либо это частные лица, которые не хотят восстанавливать машины своими силами либо не имеют доступ к дешевому сервису и бюджетным запчастям. Если говорить об усредненном участнике торгов, то это человек с уровнем дохода ниже среднего, который стремится недорого купить и дешево восстановить. Причем, как правило, для себя, а не для перепродажи, что встречается гораздо реже».
Например, на Hyundai Tucson 2010 года упало дерево. Это был как раз тот случай, когда стоимость ремонта превышала 80% стоимости автомобиля, и страховая компания решила продать его через аукцион, выручив в итоге сумму 16.006 рублей, которой оказалось достаточно, чтобы минимизировать убытки.
«Volvo S40 2010 года тоже выставила страховая компания, так как ремонт должен был производиться на фирменной станции, а стоимость запчастей и работ на эту модель стоила там запредельных денег, так что она тоже решила продавать так называемые «годные остатки», — вспоминает Виталий Скребец.
«Были интересные лоты, которые продались очень дешево. Например, ушел с торгов дизельный Jeep Grand Cherokee 2005 года. Мы предполагали, что он уедет минимум за 4,5 тысяч долларов, поскольку это был полноценный и ремонтопригодный джип с 3-литровым дизелем. Но в итоге он продался за 3 тысячи долларов».
«Совершенно уникальный случай, когда Audi A4 Avant (3.0 TDI) Quattro 2005 года, напротив, продалась очень дорого. Представьте: целую «Ауди» такого же года выпуска и с дизельным мотором можно купить за $7 тысяч, а аварийный экземпляр продался за $5 тысяч, учитывая, что ремонт обойдется не меньше, чем в 2 тысячи долларов. Решающим фактором того, что битая Audi ушла по среднерыночной стоимости такой же целой машины, стали редкий и мощный 3-литровый турбодизель и полный привод. Точно такая же ситуация была и с Volvo XC90 2007 года, цена на которую взлетела за счет максимальной комплектации, — считает директор аукциона. — В общем, нередки случаи, когда по цене одной битой машины реально купить 2 небитые. Вспоминается, например, BMW 730 D 2009 года, который ушел с молотка за $14,5 тысяч, что равносильно покупке 2 целых Renault».
Хотя, по словам организатора, обычно между стоимостью авто после восстановления и его среднерыночной ценой всегда есть зазор в примерно тысячу долларов. Впрочем, люди готовы делать ставки и бороться за автомобиль не только ради цены, редкого двигателя или богатой комплектации. Но и ради эксклюзивности модели. Например, редкий для Беларуси кабриолет BMW 325i 2008 года тоже попал в ДТП, и страховая компания насчитала стоимость «годных остатков» на сумму около $6 тысяч (с запасом), аукцион же определил, что они стоят $7700.
Еще один эксклюзив — Dodge Ram 2001 года. Его «изюминка» заключалась в том, что там был установлен популярный в США турбодизель объемом 5,9 литров. С пробегом 236.000 миль у американского пикапа имелись нюансы по кузову, проблемы с АКПП, топливной системой, а на панели у него горели ошибки по ABS и Airbag. Но, невзирая на это, его продали за $4 тысячи.
Наибольшим спросом пользуются модели не старше трех лет. Можно выделить либо дешевые варианты с минимальным пробегом, либо дорогие эксклюзивные экземпляры. Немецкие премиальные марки (BMW, Volkswagen), как всегда, в тренде, невзирая на далеко не самую дешевую стоимость запчастей. Старые битые автомобили составляют примерно 40% от общей массы ТС и попадают на охраняемую стоянку непосредственно от физических лиц.
Для примера: дизельный Ford Focus 2004 г. в. визуально выглядел сильно поврежденным, но если делать ремонт своими руками и восстанавливать авто максимально дешево, то получить определенную выгоду можно. Торги на него уже состоялись, покупатель приезжал, смотрел экземпляр еще раз, но в последний момент отказался. В итоге заплатил штраф 200 руб. (или 2% стоимости авто). На сегодняшний день битый Focus можно купить по цене 3000 бел. руб., или $1500. Причем его среднерыночная стоимость — $3500.
В среднем на стоянку приезжает 2 аварийные машины в неделю. В осенне-зимний сезон, когда наблюдается всплеск аварийности, число битых авто, принимающих участие в торгах, может увеличиваться и до 5 экземпляров. В общем, битый транспорт поступает на торги регулярно.
**
Как видим, если повреждения для машины не смертельные, то вполне реально купить аварийный экземпляр и восстановить его своими силами. Опять же, если покупатель понимает, как и что делать, и готов вложить в машину немало личного времени и денег. Ну а принцип электронных торгов, как правило, всегда одинаков: купить авто подешевле, восстановить за недорого, но при этом выиграть в цене, а потом еще сполна поездить и выгодно перепродать.
Алина Вислоус
Фото: автора, архив AV.by
Опубликовано с разрешения Автомалиновка