Как правило, большинство людей думает, что договор купли-продажи, оформленный в ГАИ, и счет-справка, выписанная у ИП на рынке, одинаково обезопасят сделку. Но это не всегда так. Не случайно МВД обратилось в Министерство антимонопольного регулирования и торговли с инициативой о принятии дополнительных мер по защите прав граждан.

 

Более того, «сегодня уже разработаны конкретные предложения, при реализации которых авторынок станет более прозрачным, а жизнь аферистов и перекупов-нелегалов заметно усложнится». Обратившись в МВД, мы услышали, что изменения коснутся в том числе и счет-справок, однако под предлогом того, что в предложения еще будут вноситься коррективы, их решили пока не озвучивать. Между тем мы решили расспросить нескольких игроков авторынка, каких изменений они ждут и что лучше — счет-справку просто отменить, изменить или оставить все как есть.

 

 

По слухам, на авторынке новость о возможных переменах восприняли по-разному. Кому-то все равно, другие рьяно защищают счет-справки, но морально готовы ко всему. Один из продавцов Василий, который долгие годы занимается перепродажей машин, считает, что от отмены счет-справки (если такое вдруг случится) пострадают в первую очередь покупатель и продавец. Самое очевидное — для подписания договора нужно ехать в ГАИ, которая работает со вторника по субботу, в отличие от оформителей, готовых оказывать услуги 24/7 и даже с выездом на дом.

 

 

«С продажей станет сложнее, когда все можно оформить без хозяина, правильно? Криминала ведь в этом никакого нет», — рассуждает перекупщик, упоминая, что и при выписке счет-справки, и при заключении договора можно попасть впросак. «Вот недавний случай: мой знакомый покупал Audi  по договору купли-продажи. А во время регистрации авто, когда продавец исчез с деньгами, его отправили в отдел розыска, так как машина числилась в Интерполе с 2011 года. И скажите: как этот договор помог?» — приводит свежий пример продавец.

 

 

Василий из тех перекупщиков, кто не видит ничего зазорного в том, чтобы выписывать счет-справки по ксерокопии паспорта владельца. Спрашиваем, а если на автомобиле попадут в аварию или собьют человека, то у продавца этого транспорта начнутся реальные проблемы. Наш собеседник не отрицает, что риски, конечно же, есть, но все зависит от добросовестности человека. «В таком случае нужно брать копию справки. Лично я гарантирую, что все будет в порядке, без штрафов. Но сейчас люди боятся отдавать машины по ксерокопии паспорта, больше хотят с оформлением в ГАИ. И, кстати, оформители в большинстве своем работают честно, счет-справки не аннулируют, ставят печать в техпаспорт и берут за это 30 рублей. "По-левому" сейчас никто не работает», — уверяет мужчина.

 

 

Ему бы хотелось, чтобы счет-справка осталась без изменений, так как так работать проще всего. Задаем провокационный вопрос: предположим, счет-справку просто отменят. Как тогда перепродавать машины? Да, перекупщикам станет сложнее, но и из этой ситуации Василий видит выход: «Оформлю ее на себя, потом сниму с учета и буду дальше продавать. Поскольку по закону в год можно продавать только две машины, поставлю авто на сына, жену, бабушку, дедушку, тетю и дядю».

 

 

Василий не видит проблему в самой счет-справке и не считает, что во время оформления сделки должны присутствовать и покупатель, и продавец. Мол, достаточно только ксерокопии документов, никакого криминала в этом нет, хотя не исключает, что риски отчасти есть, но многое упирается в моральные качества продавцов. «Хитрых перекупщиков осталось мало, потому что потом это вылазит боком. Иногда и к нам заходит ОБЭП», — заключает перекупщик, который рассчитывает на то, что счет-справку оставят без изменений.

 

 

Такие же надежды питает и владелец комиссионного магазина в Малиновке Михаил. По его мнению, с отменой счет-справок в МРЭО начнется переполох. «Вы представляете, что будет происходить в ГАИ с этими договорами? Зачем это делать, ведь всем удобно и так, со счет-справками. Дали бы нам доступ к базам, не было бы нарушений и у нас. Кроме того, нам на комиссию пригоняют машины их владельцы, мы видим, у кого их берем. В отличие от оформителей, которые мешают работать и ГАИ, и нам», — говорит представитель автохауса.

 

Чтобы выдавать счет-справки, нужно быть юрлицом или ИП, иметь площадку, на которой заниматься реализацией автомобилей, а кроме того, проверять их техническое состояние и отсутствие темного прошлого. В случае выявления проблем после совершения сделки им можно предъявить претензии в соответствии с Законом РБ от 09.01.2002 №90-З «О защите прав потребителей». А что предъявить «левым» комиссионкам»? По мнению Михаила, счет-справки вряд ли отменят, а бороться нужно с агентами, которые работают в нелегальных машинах и офисах, выписывая их всем подряд.

 

 

Виталий Скребец, директор ООО "БелАукцион-Групп", напротив, считает, что большая часть бизнеса, связанного со счетами-справками, имеет нелегальный характер. По сути, счет-справка — это документ, оформлять который имеют право только юрлица и "ипэшники", занимающиеся комиссионной торговлей автомобилей. На деле быстро появляющиеся «левые» комиссионки не продают машины, а только выписывают счет-справки, зарабатывая на оформлении. В нарушение законодательства, в частности тех правил, которые установлены постановлением Совета министров РБ №744. При этом делают это без реального собственника автомобиля, то есть по ксерокопии паспорта или вообще по паспортным данным, написанным от руки.

 

 

Вот банальная ситуация: белорус продает авто перекупщику, который вступает в сговор с «левой» комиссионкой. Там при оформлении делают копию паспорта продавца, выписывают на имя перекупа счет-справку. «Если перекупщик захочет перепродать машину, он просто связывается с оформителем и может ее переписать. Но самое главное — до момента регистрации в МРЭО ГАИ автомобиль числится за предыдущим владельцем, а значит, тот несет все риски, связанные с эксплуатацией авто чужими людьми. До тех пор, пока не будет найден конечный покупатель, который поставит его на учет. В настоящий момент некоторые игроки авторынка научились так умело пользоваться счет-справкой, что она перестала быть 100%-ой гарантией того, что машина будет правильно переоформлена и продана, а в последующем бывший владелец не столкнется с проблемой», — говорит Виталий Скребец «против» счет-справки с точки зрения возможных рисков.

 

 

Второй момент, по его мнению, заключается в уклонении перекупщиков от легального дохода и налогов. Пользуясь тем, что можно легко «переписать» счет-справку на третье лицо, они оформляют авто на конечного покупателя по другой цене, а маржу кладут в свой карман. «В-третьих, нужно учесть и не совсем честную конкуренцию со стороны перекупов, работающих нелегально. Бывали случаи, когда автомобиль отправляли к нам на реализацию, а они переманивали клиентов к себе, ссылаясь на бумажную волокиту аукциона и то, что результатов торгов нужно ждать две недели. Взамен предлагая выкупить авто за наличные без лишнего документооборота. С конца прошлого года поток аварийных автомобилей заметно сократился, что объясняется тем, что перекупы быстро их выкупают по счет-справке и в таком же состоянии перепродают, легко зарабатывая порой по несколько тысяч долларов, при этом уклоняясь от уплаты налогов. В некоторых случаях страдает клиент, который недополучает деньги (упущенная выгода). В других, страховые компании тоже несут определенные убытки, когда аварийные автомобили не доходят до аукциона», — звучит назревший вопрос о перепродаже аварийного транспорта.

 

 

Как считает эксперт, с одной стороны, деятельность «левых» комиссионок и оформителей — это брешь в законодательстве, с другой — удобный инструмент, который, тем не менее, надо либо упразднить, либо доработать. «Возможно, нельзя переписывать счет-справку спустя сутки после ее выписки, хотя и здесь нелегалы найдут свой выход, оставляя дату продажи открытой. На мой взгляд, счет-справка удобна для тех, кто желает быстро купить и перепродать автомобиль. Те же автохаусы могут перейти на договоры, заверенные в ГАИ, хотя тут, конечно, они потеряют время на перерегистрацию с каждым клиентом. Насколько я знаю, в России есть только договор купли-продажи. Что касается Штатов, то там действует аналог ПТС (прим. он называется title). Он представляет собой документ, на лицевой стороне которого указаны данные владельца, а с обратной — форма для внесения данных покупателя в случае реальной продажи. И если покупатель не является дилером, он обязан зарегистрировать автомобиль. Другого не дано: поскольку title выдается госорганами, переписать его, как ту же счет-справку, не получится. Даже в случае ошибки придется заново проходить процедуру его получения», — информирует специалист.

 

 

Так выглядит аналог ПТС в США. Он называется title


 

На лицевой стороне указываются данные владельца, а с обратной — форма для внесения данных покупателя в случае продажи


Отдельно Виталий Скребец отмечает, что выступает против счет-справки в том виде, как она существует сейчас. Возможно, ее можно и оставить, разве что перевести в электронный формат, чтобы информация о сделках от легально работающих комиссионок сразу поступала в органы регистрации МРЭО. Более того, это также может сократить время регистрации автотранспорта и снизить бумажный документооборот, ведь одним кликом мыши данные комиссионного магазина (продавца) и покупателя окажутся в базе МРЭО ГАИ в электронном виде, и все, что останется сделать сотруднику МРЭО, это распечатать и заламинировать техпаспорт и подготовить номерные знаки.

 

 

«Таким образом, пока покупатель едет в отдел регистрации ГАИ, его документы уже готовы! Что-то наподобие электронного декларирования, как в налоговой, когда с помощью электронного ключа туда отправляется декларация и пропадает необходимость стоять в очередях. Вероятно, тогда рынок станет более легальным и чистым», — делится мнением бизнесмен.

 

 

В завершение слово берет и адвокат, кандидат юридических наук Улахович Илья. «Счет-справка — это фактически договор купли-продажи, но с минимальным количеством информации об объекте сделки. При заключении сделки по купле-продаже авто через обычный договор покупатель "видит" продавца, продавец "видит" покупателя (здесь возможна хотя бы взаимная проверка документов). Даже если автомобиль продается по доверенности, то она должна быть заверена нотариально. Нотариус ее просто не заверит без предъявления паспорта. Следовательно, идентификационные данные посредника будут закреплены в доверенности. В свою очередь, обычный договор-купли продажи позволяет предусмотреть практически любые условия касательно автомобиля.

 

 

Как показала практика, большинство автоафер производится через счет-справки, и проблема здесь не в документе, а в том, что сотрудники недобросовестных "комиссионок" не интересуются личностью посредника, который выставил на продажу автомобиль (ну или делают вид, что не интересуются), не требуют у него доверенности. Такие "сделки" возможны только при "содействии" сотрудников "комиссионок"… они спокойно принимают ксерокопию паспорта собственника от посредника, составляют договор на имя собственника (подписи, естественно, поддельные), а потом продают автомобиль по счет-справке уже от имени комиссионного магазина. Посредник в документах нигде не "засветился". Однако, как показали громкие судебные процессы прошедшего года, уйти от ответственности им будет сложно», — подчеркивает юрист.

На исходе беседы Улахович Илья напоминает, что по закону отдельного вида предпринимательской деятельности по купле-продаже счет-справок не существует, однако на деле не все так хорошо, и задается вопросом: «Много ли таких "комиссионок", которые проводят техосмотр автомобиля перед продажей, а впоследствии выдают заключение о техсостоянии автомобиля, а потом размещают его на своей чистой и удобной автостоянке? Полагаю, что — нет.

 

 

Если счет-справку отменят (что абсолютно оправдано), то это не сильно изменит картину… придумают новые способы обмана, ухода от налогов и т.д. Упразднение счет-справки не панацея от появления мошеннических схем. Проблема в правовой культуре в целом, неуважении к честному труду».


Алина Вислоус 

Фото: Алиса Зацаринная

 

Опубликовано с разрешения av.by

 



 
 
 

Добавить комментарий