Наступление страхового случая в Америке сильно обесценивает автомобили ввиду дороговизны их ремонта, вследствие чего страховые компании спешат поскорее их продать через аукционы. Белорусы же такие машины охотно приобретают: пригнать, растаможить и восстановить «биток» из США можно с выгодой по цене. Другое дело — как разобраться в разных типах документов, есть ли ограничения на экспорт и о чем говорят разные пометки в описании лотов. Эксперты считают, что подбор и покупка автомобиля на аукционе — это трудоемкий и порой рискованный процесс, где любая оплошность неопытного покупателя может негативно сказаться в дальнейшем. Сегодня попробуем разузнать о некоторых нюансах подробнее.
Salvage или Junk Title: а какая разница?
— Есть дилерские аукционы, где продаются в основном целые машины с чистой историей, а есть площадки, где большая часть транспорта с Salvage Title, т. е. с сертификатом «утиль», что означает списание ввиду нецелесообразности восстановления, — разъясняет наш постоянный эксперт Виталий Скребец. — Если в первом случае, как правило, проходят живые торги и машины уходят в буквальном смысле с молотка, то во втором — участники могут ознакомиться с авто заранее, а потом делать ставки на повышение в режиме онлайн.
Виталий Скребец, директор «БелАукцион-Групп», не первый год занимается поиском и доставкой машин из США |
Еще до торгов, на этапе изучения лота, следует обращать внимание на тип сертификата. Это не только влияет на стоимость автомобиля: не вся документация разрешает вывозить авто из Штатов без его разборки на запчасти. Допустим, Clean Title (Original) — чистый сертификат. Он позволяет зарегистрировать машину и свободно перемещаться по США. В истории могут быть ДТП, но повреждения здесь некритичные. С одной стороны, это самый идеальный тип сертификата для США, но он не слишком выгодный для покупателей из Беларуси: машины обходятся дороже остальных лотов на аукционе.
Так выглядит чистый тайтл
|
Если стоимость ремонта составляет 75% и более цены за авто, то его признают погибшим и выдают Salvage Title. На американских аукционах это наиболее распространенный тайтл. На данных машинах можно ездить по территории США (при условии полного восстановления и получения Rebuilt/Reconstructed сертификата).
Это самый распространенный в США тип сертификата — Salvage
|
Во Флориде встречается такой тип документа, как Certificate of Destruction, или Non-Repairables. Это списанные авто, не подлежащие восстановлению. Они годятся для разборки на запчасти или экспорта. Подобные автомобили окажутся чуть дешевле, чем машины с классическим Salvage тайтлом. Причем каких-либо проблем с регистрацией и при таможенном оформлении в Беларуси не возникнет.
В штате Вашингтон все аварийные автомобили продаются с документом Bill of Sale — это экземпляры, которые приобретают под восстановление. К слову, это единственный штат, в котором авто без тайтла можно отремонтировать и поставить на учет в США, а также без проблем вывезти за пределы страны. Parts Only / No Title/ Bill of Sale — с этими документами машины идут исключительно на разбор, а транспортировать их из Америки нельзя без получения Junk тайтла ($300-500).
Авто с тайтлом Junk нельзя поставить на учет в США — лишь продать на запчасти
|
— Это некое подобие тайтла. Имея дилерскую лицензию или право на утилизацию, можно запросить Junk Certificate, чтобы экспортировать авто. Подобные машины непригодны для американских дорог, поэтому не могут повторно регистрироваться в США и эксплуатироваться в стране. Есть еще форма MV-907 (аналог Salvage в других штатах) — паспорт штата Нью-Йорк. С ним доступно без проблем вывезти машину за пределы штата, в том числе поставить на учет в США после надлежащего восстановления, инспекции и получения Rebuilt (Reconstructed) Title.
Это образец Salvage Title из Пенсильвании
|
По словам Виталия, встречаются лоты с обозначением Salvage/Flood (повреждения водой).
— Это «коварные» экземпляры, которые могут иметь серьезные повреждения. Как правило, их готовят к аукциону, моют, начищают, причем по изображению на фотографиях не всегда увидишь линию затопления. Я настоятельно советую не покупать «утопленников», хотя некоторые из них уходят по вполне привлекательным ценам.
Конечно, тип сертификата влияет на стоимость. Логично, что за машины с Clean Title просят дороже, так как их могут покупать под восстановление сами американцы. Дальше идет Salvage — авто с таким типом документа после восстановления может получить Rebuilt или Reconstructed Title и эксплуатироваться на дорогах США. Это основная масса машин на аукционе.
Самые дешевые — Bill of Sale или Junk Certificate. Их приобретают только на запчасти. Единственные, кто набивает цену в данном случае, — это экспортеры и Junk Yards (название авторазборок в США). Однако не каждый может выкупить такие лоты: лишь зарегистрированный в Америке брокер, обладающий определенным типом лицензии, вправе приобретать такие экземпляры.
Экспорт возможен почти всегда — иногда надо получать Junk Certificate
Виталий отмечает: важнее всего, чтобы имелись документы, с которыми автомобиль разрешено экспортировать. Вывезти за пределы Америки возможно практически все, просто в некоторых случаях нужно оформить Junk Certificate.
— Почти с любым типом документа реально вывезти, а потом поставить на учет «американца» в Беларуси. Иногда приходят машины с Bill of Sale. В данной ситуации возникают трудности с растаможкой и регистрацией. Это связано с отсутствием сертификата. В штате Вашингтон нет такого понятия, как Salvage тайтл, в принципе. Для белорусов же самый оптимальный вариант — это Salvage: с одной стороны, он менее привлекателен для американцев, а поэтому и дешевле, с другой — он беспроблемный с точки зрения экспорта и дальнейшего оформления.
На аукционах зачастую указывают ACV (Actual Cash Value), фактическую наличную стоимость, то есть примерную розничную расценку лота, и Repair Cost (стоимость ремонта), однако эти цифры не имеют большого значения.
Тип сертификата | Что обозначает тайтл |
Clean | С чистой историей. Если и есть повреждения, то некритичные |
Salvage | Утиль. Стоимость восстановления 75% и более |
Non-Repairables | Это списанные авто, не подлежащие восстановлению |
Bill of Sale | Разборка на запчасти (во всех штатах, кроме Вашингтона). Экспорт невозможен без получения Junk сертификата |
Junk Title | Автомобиль под утилизацию, на запчасти. Экспорт возможен |
MV-907 | Это так называемый Salvage Certificate в Нью-Йорке |
Rebuilt | Авто восстановлено, пройдена инспекция, и его можно легально ставить на учет в США |
Если «утопленник» (с пометкой «flood») — сразу нет
— Самое главное — изучить автомобиль, узнать, какие у него дефекты, чтобы просчитать возможность и стоимость ремонта у нас. Обычно в лотах указывают типы повреждений. Максимум — два основных, даже если машина разрушена полностью. Например, front (передний удар), rear (удар в заднюю часть), roof (битая крыша), mechanical (дефект двигателя или трансмиссии), burn engine (сгоревший мотор) или hail (град).
Согласно американским законам автомобили, побывавшие в зоне затопления, должны иметь отметку «flood» (наводнение) в сопроводительных документах. Риски здесь таковы: может приплыть целый автомобиль, но из-за того, что он был затоплен по самую крышу, это уже просто груда запчастей. Если не видно никаких повреждений, в том числе они не прописаны в Carfax, — это должно настораживать.
Покупать машины с пометкой «water/flood» очень рискованно
|
Иногда попадаются такие отметки, как «donation», что означает пожертвование. Подвоха здесь нет: американцы дарят авто, чтобы выиграть на налоговых выплатах. Это особенность местного законодательства, однако практика показывает: от хорошего не избавляются. Или, к примеру, надпись «damage history». Это значит, что экземпляр уже был признан погибшим в прошлом, имел проблемы и, скорее всего, получал статус Salvage.
Если встречается пометка «theft» (угон или воровство), не думайте, что здесь однозначно криминал. Все просто: машину угнали, нашли, страховая выплатила собственнику деньги, а тот уже успел купить новое авто. Страховая же выставляет угнанный транспорт на аукцион.
— Если у машины удален VIN — скорее всего, будут сложности с переоформлением и постановкой на учет. Еще важно обнаружить подвох. Иногда таким образом нечистоплотные американцы избавляются от неликвида. К примеру, застучал мотор — автомобиль отвозят куда-нибудь в лес и заявляют об угоне. Владелец получает страховые выплаты, после чего машина считается имуществом компании и впоследствии выставляется на торги. Это страховое мошенничество, и в США оно имеет место.
Не обходится и без пометок «vandalism» и «biohazard chemical». В первом случае транспорт обладает поверхностными повреждениями в результате хулиганства (кузов измазан краской, порезано сиденье или лобовое стекло разбито кирпичом). Во втором — токсичные дефекты вроде плесени из-за утопления или следы крови после ДТП. К таким вещам американцы относятся трепетно и не скрывают их.
— Как правило, страховые компании указывают подобные нюансы, а вот перекупщики восстанавливают (иногда нет) машину и перевыставляют ее на аукцион, надеясь продать дороже. В таких случаях они хитрят и обманывают. Проверяя информацию из баз данных истории автомобилей Carfax, можно увидеть, кто продавец, а также узнать о фактах ДТП и обслуживании. Иногда машина проезжает 90 тысяч миль, а у нее заводской масляный фильтр, который ни разу не меняли. На эти моменты тоже стоит обращать внимание.
Типы повреждений | Пояснения |
Water/Flood/Waterflood | «Утопленники», повреждения водой |
Mechanical | Дефект двигателя или трансмиссии, турбины |
Frame damage | Повреждение рамы |
Burn engine | Сгоревший мотор |
Hail | Град |
Donation | Пожертвование |
Theft | Угон или воровство |
Vandalism | Повреждения, вызванные хулиганством |
Partial repair | Частично восстановленный |
Top/Roof | Битая крыша |
Мы, американцы, иностранцев не обманываем
Покупая автомобиль дистанционно, даже зная, как он ударен, вы всегда рискуете. Это аксиома. Спасает только проверка в комплексе: изучая каждую фотографию лота, а также используя сведения из баз данных истории автомобилей Carfax или Autocheck, можно получить наиболее полную и честную картину о машине.
— Зачастую максимально целые экземпляры выставляются именно перекупами. На первый взгляд автомобили выглядят привлекательно, но имеют скрытые технические недостатки, которые рискуют оказаться существенными. Иногда указываются внешние повреждения, если они видны при взгляде на фото. В случае с электрокарами часто достают батареи.
При этом нет никаких отметок вроде «no battery», по снимкам это тоже достоверно не определишь. В спорных ситуациях приходится руководствоваться своим чутьем и Carfax, где проверяются данные по пробегу и количеству владельцев, а также участие авто в ДТП.
С пробегами дела обстоят следующим образом: структура авторынка в США такова, что отматывать километраж просто не имеет смысла, так как наказание за такую махинацию предусмотрено очень суровое, вплоть до уголовной ответственности.
— Иногда указывают неактуальный пробег, в графе же Odometer Descriptions пишут NOT ACTUAL — это означает, что он не является фактическим показателем. Тем самым продавец снимает с себя все риски.
Цены на аукционах выросли?
В конце сентября появилась новость о том, что Copart обновил сетку аукционных сборов, после чего ряд компаний потерял возможность приобретать автомобили так, как прежде.
— Да, есть такое. Но это отразилось лишь на тех фирмах, которые имеют небольшие объемы покупок в год. На мой взгляд, это связано с тем, что на аукционе регистрируется слишком много желающих сэкономить на услугах брокера и они сталкиваются с рядом проблем (дорогая доставка или негодные документы), вследствие чего отказываются оплачивать выставленный счет. Видимо, для того, чтобы обезопасить себя от подобного рода издержек и простимулировать людей приобретать авто через крупные организации и брокеров, компания и внесла изменения в основные правила участия в торгах.
В настоящий момент Виталий Скребец отмечает более низкую активность белорусов по отношению к битым авто из Штатов и связывает это прежде всего с ростом цен.
— Во время пандемии американцы получали пособия. Значит, делались большие денежные вливания в экономику, что отразилось и на автомобильном рынке США в сторону повышения цен. Что-то выгодно выиграть крайне сложно. Сейчас чаще везут электрокары, особенно Tesla. С отменой растаможки сильно битые «Теслы» ввозят как электромобиль, уплачивая только утильбор, а затем попросту разбирают авто на запчасти (запчасти нужно таможить, а целый электрокар — нет). Это тенденция последнего времени.
av.by выражает благодарность компании «БелАукцион-Групп» за помощь в подготовке материала
Фото: архив av.by, личный архив Виталия Скребца
Опубликовано с разрешения av.by