Только в Минске каждый день происходит более 100 ДТП. Часть машин, попавших в аварию, неминуемо переходит в разряд поврежденного неликвида. Что делать с битым автомобилем, восстанавливать который дорого? Ответ очевиден: попытаться продать. Но перекупщики, скорее всего, предложат вам заниженную цену. А самому реализовывать — муторно, долго, да и объективную стоимость без оценки эксперта ни за что не узнаешь. Идея продажи аварийных машин через аукцион пришла в Беларусь из Америки. Корреспонденты Onliner.by разбирались, в чем заключается трехсторонняя выгода.
— Сам прожил в США около шести лет, плотно занимался автомобильным бизнесом на внутреннем рынке этой страны, — рассказывает учредитель белорусского интернет-аукциона по продаже аварийных машин Виталий Скребец. — Активно участвовал в аукционах Copart, IAAI (Insurance Auto Auctions) и многих других. Только представьте — в Америке первый автомобильный аукцион состоялся в 1945 году в Пенсильвании. Тогда он проходил в конюшне. Из трех выставленных машин продали одну. Спустя более чем полвека объемы сделок стали колоссальными. Вернувшись в Беларусь, я понял, что здесь эта ниша не занята, а польза есть: аварийных автомобилей много и люди не знают, что с ними делать. В выигрыше только перекупщики, у которых специфическая манера общения, минимум обязательств и желание купить машину задешево. Они насытили эту сферу рынка и сейчас диктуют цены, которые совсем не рыночные.
Виталий Скребец
В Беларуси нишу автомобильных аукционов занимает «срочный выкуп аварийных машин». Работает простая формула: автомобиль покупают не дороже, чем стоят по отдельности двигатель и трансмиссия. Бoльшую цену просто не дадут. Удалось их реализовать — значит, сделка отбилась. А стоимость остальных запчастей формирует сверхприбыль. Во время аукциона же цену машины определяют сами участники процесса. Ну а что может вывести более справедливую стоимость, если не конкуренция во время торгов?
Когда мы приехали на площадку, там были выставлены четыре классических неликвида. Три машины битые, четвертая — со следами коррозии. Еще одну — Honda Civic — забрали прямо перед нашим приездом. Обошлась она новому владельцу в $1335 в эквиваленте. Предыдущий хозяин сначала рассчитывал получить $2,8 тыс., перекупщики предлагали $800. Итоговой сделкой с учетом этого продавец остался доволен.
Всего через данный интернет-аукцион было продано около полусотни битых машин. По словам нашего собеседника, четыре из пяти покупателей рассчитывают восстановить транспортное средство для себя. Еще в 20% случаев автомобили покупают постоянные участники торгов, которые планируют после ремонта продать легковушку.
— Вот Volkswagen Polo Sedan 2012 года выпуска с пробегом в 60 тыс. километров, — снимает покрывало с кузова машины Виталий Скребец. — С одной стороны, вроде бы повреждения сильные. У официального дилера восстанавливать дорого. Но с другой — она ремонтопригодная, запчасти на рынке есть. Знающих людей этот вариант может заинтересовать.
Во время интернет-аукциона, конечно, никто молоточком не взмахивает и ставки вслух не называет. Чтобы принять в нем участие, надо зарегистрироваться на сайте. Для этого потребуется прислать копию паспорта. «Столь сложная валидация — гарантия того, что участником торгов выступит реальный человек. Это позволяет исключить „левые“ ставки. После введения процедуры не было ни одного отказа от оплаты. На данный момент зарегистрировано 650 участников», — объясняют организаторы аукциона.
Подходим к еще одному автомобилю — Opel Vivaro с пробегом всего 5 тыс. километров. Он был приобретен до Нового года за $32 тыс. (сейчас ценник опустился до $18 тыс.), но вскоре в заднюю часть врезался пьяный водитель. Поскольку машина была застрахована по системе автокаско, то ущерб выплатили, а страховая компания передала транспортное средство для реализации через аукцион.
В основном автомобили поступают на продажу от страховых компаний, с которыми сотрудничают аукционисты. Это нормальная практика в США. Уверены, будь в Беларуси более развита страховая сфера, у нас аукционы аварийных машин появились бы давно. По-хорошему обычный человек не должен участвовать в продаже поврежденного автомобиля, ломать голову, что с ним делать и как вернуть хоть часть денег. Компенсацию выплачивают страховщики, они же занимаются и реализацией «железа».
Обычный человек, впрочем, сюда тоже может сдать свою неликвидную машину. Для этого надо заключить договор комиссии. Автомобиль бесплатно доставят на охраняемую стоянку на эвакуаторе (плату потребуют только в случае, если машина не будет продана, а владелец решит забрать ее с площадки). Потом составят акт приема-передачи, как на обычной СТО. Сделают подробную фотосессию всех повреждений, чтобы потенциальному покупателю не пришлось ехать на площадку. Только после этого лот появится на сайте. Так начинаются двухнедельные торги. В случае успешной сделки, продавца попросят уплатить комиссионный сбор в 5 базовых величин (сейчас — 900 тыс. рублей).
На этом эвакуаторе аварийные автомобили доставляют на стоянку аукциона
Следующая машина — Chevrolet Spark. У нее сильно разбита передняя часть, в салоне выстрелили подушки безопасности. История этого хетчбэка, принадлежащего лизинговой компании, обычная для аварийного автомобиля: водитель попал в ДТП, машину признали погибшей, то есть ремонт обойдется в более чем 80% от рыночной стоимости. «Это не значит, что восстановить легковушку нельзя. Просто нецелесообразно. Однако кто-то может решить, что ремонт ему произвести по силам», — подчеркивают организаторы аукциона.
Начальная цена за любой из автомобилей — 10 млн рублей. Конечно, это своеобразная уловка, дань традиции американских аукционов. Продавец указывает свою минимальную стоимость, которая, как правило, выше. Она участникам торгов неизвестна, и в этом тоже есть смысл. Часто хозяева завышают цену, что может отпугнуть покупателей и сорвать аукцион.
— Нередко по итогам двухнедельных торгов оказывается, что победитель аукциона предложил меньше той суммы, которую требует продавец, — рассказывает о возможном варианте развития событий Виталий Скребец. — Тогда мы связываемся с владельцем машины и спрашиваем, согласен ли он с этой стоимостью. Каждый второй клиент соглашается. Все-таки эту цену определил рынок, так какой смысл упорствовать. Остальные непроданные автомобили выставляются на повторные торги.
Аукционисты делают акцент: им выгодно продать машину подороже, поскольку, по правилам, покупатель заплатит процент от окончательной стоимости автомобиля (10% — если транспортное средство продано дешевле $10 тыс. в эквиваленте, 7% — если дороже). Например, за лот готовы отдать 55 млн рублей. В этом случае аукционисты получат 5,5 млн, а конечная цена составит 60,5 млн.
Вообще, стоимость — самый сложный и болезненный вопрос. Ведь владелец, как правило, не специалист в оценке поврежденных машин. А аукцион выявляет реальную рыночную цену. Обычно при продаже битого автомобиля хозяева принимают две модели поведения: либо называют очень высокую стоимость и теряют время, либо продают слишком дешево и быстро. Торги же — хороший шанс найти золотую середину.
— Много вопросов возникает о порядке проведения аукциона, идея которого взята с eBay. Для белорусов это несколько непривычно, — продолжает Виталий Скребец. — Например, участник торгов Иванов назначает стоимость машины в 50 млн рублей. А его соперник Сидоров — в 60 млн. В этом случае система автоматически поднимет наверх ставку Сидорова, но высветится не 60 млн, а 50 млн и 1 тыс. (минимальный шаг составляет 1 тыс. рублей). Перебить ее Иванов сможет назначив цену, например, в 65 млн. Тогда на экране появится 60 млн и 1 тыс. рублей.
Самые оживленные торги проходят в субботу и воскресенье, на которые обычно назначают окончание двухнедельного аукциона. Буквально за секунды до финиша участники начинают активно перебивать цену. Так было с Kia Magentis, цена которого взлетела за последний день с 26 до 55 млн.
По наблюдениям аукционистов, наибольшим спросом пользуются дизельные автомобили ходовых моделей. Здесь ничего нового: на рынке подержанных машин аналогичная картина. Кстати, на торги принимают не только аварийные транспортные средства. Скажем, эту ржавую Mazda владелец долго не мог продать. Тогда он решил выставить ее как лот.
Как уверяют организаторы интернет-аукциона, те, кому надо избавиться от неходовой машины, звонят довольно часто. Люди рассказывают грустные истории. Женщина приобрела за $17 тыс. новый автомобиль в России. Застраховала по автокаско. Но побоялась сама ехать на техосмотр, попросила знакомого. Мужчина не доехал до станции диагностики, попав по своей вине в аварию, причем страховая отказалась выплатить компенсацию (по правилам машина должна была пройти ТО). Другой клиент купил Nissan Juke в США. Внешне автомобиль — как новый. Но на деле оказался «утопленником»: вода в двигателе, трансмиссию не восстановить, вся электросистема повреждена. Это тоже потенциальный участник интернет-аукциона.
Очевидно, что таких машин в Беларуси немало. Однако на фоне печальных историй с несколькими автокомиссионками многие обращаться к аукционистам не решаются. Отчасти именно поэтому услуга пока не так популярна, как в США. Сегодня в Беларуси существует только два серьезных интернет-аукциона поврежденных автомобилей. Но, думается, насыщение рынка — это дело времени. Декларируемый принцип прозрачности, если он будет соблюдаться, неминуемо привлечет продавцов и покупателей. А рынок определит объективную стоимость неликвида и поможет одним избавиться от головной боли, а другим — дешево приобрести транспортное средство, пусть и проблемное.
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский. Опубликовано с разрешения www.onliner.by