Эксперты в сфере недвижимости фиксируют приметы спада: цены в Минске достигли трехлетнего минимума, на рынке регистрируется почти вдвое меньше сделок по сравнению с теми же месяцами прошлого года, а стоимость на «квадрат» продолжает снижаться, и это еще не предел. Продать квартиру, дом или дачный участок по рыночной цене в нынешних условиях кажется практически невероятным. «Но решение есть, — считают специалисты одной из минских компаний. — Нужно выставить объект на аукцион». Они планируют популяризировать торги по недвижимости, и объясняют почему это может иметь успех.
«Больно признавать, что придется продавать за меньшую стоимость, чем потратил»
Даже в обычное время планировать продажу таких дорогостоящих объектов, как квартира, загородный дом или дачный участок, было сложно. Достаточно взглянуть на предложения, выставленные на популярных интернет-площадках: четыре из пяти объявлений поданы год и более назад.
О чем это говорит? Покупатель не нашелся? Стоит еще подождать? Увы, у риелторов плохие новости: если долгое время нет звонков, то скорее всего, стоимость на квартиру или дачу завышена.
— Продавцам сложно смириться с тем, что рыночная цена, например, загородного дома может быть меньше потраченных средств на участок, стройматериалы, подведение коммуникаций и прочие расходы, — приводят пример риелторы. — Можно ориентироваться на другие объявления, но кто опять же сказал, что в них указана объективная стоимость?
В нынешних условиях, когда рынок насыщен предложениями, а цена на «квадрат» упорно ползет вниз, определиться с ценой тем более сложно. Настолько, что, кажется, не каждый специалист назовет адекватную сумму.
Есть и другая крайность: отчаявшиеся продавцы, вынужденные под давлением обстоятельств срочно продавать жилье, назначают заниженную цену и недополучают деньги.
— При таких вводных наиболее выгодным будет выставление квартиры или дома на аукцион. Почему-то данный инструмент используется на рынке недвижимости Беларуси крайне редко, хотя на Западе доказал свою эффективность в разных областях, — считает Виталий Скребец, директор минской компании «БелАукцион-Групп», которая специализируется на реализации автомобилей, а теперь решила распространить успешный опыт на другие сферы, в частности, на недвижимость.
«В условиях неопределенности торги становятся соломоновым решением»
На автомобильном рынке аукционы прижились — сейчас торги проводятся несколькими компаниями в Беларуси. В основном они проходят в интернете, а ознакомиться с лотом можно на оффлайновой площадке.
Процесс по-рыночному простой, и при этом эффективный: аукцион начинается с условной суммы в 1000 рублей, у участников есть возможность предложить свою ставку. Торги продолжаются две недели, что позволяет привлечь необходимое число покупателей. По окончании владелец может согласиться, если желаемая сумма достигнута, или отказаться от продажи, если лот недотянул в стоимости. Аналогичным образом планируется проводить торги по недвижимости. В случае успешной сделки покупателю нужно будет оплатить 2% от итоговой суммы, а продавцу — 5 базовых величин (сейчас — 145 рублей).
На сайте «БелАукцион-Групп» зарегистрированы около 15 тысяч пользователей (из них 4 тысячи участвовали в торгах более одного раза), каждую неделю продается до десяти автомобилей.
— К нам часто обращаются с просьбой помочь реализовать квартиру через аукцион, и до последнего времени мы активно не развивали данное направление, — говорит Виталий Скребец. — Но сейчас тот самый момент, когда услуга может быть чрезвычайно востребованной. В условиях неопределенности торги становятся соломоновым решением. Участники сами определяют верхнюю планку в игре, ставки в которой — их собственные сбережения.
В самом деле, кто может объективно назвать рыночную цену на «каркасник», построенный по скандинавской технологии в Колодищах? А на коттедж из газосиликатных блоков на берегу Дубровского водохранилища? Или на квартиру в новостройке на окраине Минска?
Значение имеют множество факторов и нюансов. Когда же на кону деньги, заработанные непростым трудом, то каждая ставка обдумывается многократно.
«Человек не планировал участвовать в торгах, но, увидев лот, решил попробовать»
Как говорят специалисты, магия аукциона заключается в том, что площадка (виртуальная или реальная) становится концентратором информации. Там постоянно появляется что-то новенькое и потенциальные участники уже по привычке заходят посмотреть свежие лоты.
— Случается, что человек не планировал участвовать в торгах, но, увидев лот, решил попробовать. В процессе так втянулся, что уже представлял себя за рулем автомобиля. Это элемент психологии, который существенно влияет на процесс, — уверяет Виталий Скребец.
У «БелАукцион-Групп» имеется опыт реализации трех объектов коммерческой недвижимости, и специалисты компании считают его успешным: желаемая для продавцов цена была превышена.
Как считают аукционисты, процесс интернет-торгов ими досконально изучен и опробован. Что именно выставлять в качестве лота — транспортное средство или объект недвижимости — принципиального значения не имеет.
— Наш специалист будет выезжать для сбора информации о квартире или доме, изучения документации, проведения фотосъемки, — говорит директор «БелАукцион-Групп».
В то же время он признает, что сфера недвижимости имеет специфику и требует более скрупулезного подхода, нежели выбор подержанного автомобиля, о реальном пробеге которого можно догадаться по стертой педали газа или по состоянию кузова.
— В будущем мы планируем привлекать профессионального риелтора, который станет более глубоко изучать лот, включая состояние коммуникаций, наличие вблизи социальных объектов, окружение соседей. Словом, все, что имеет значение при выборе места жительства, — замечает Виталий Скребец.
По мнению аукционистов, проведение торгов может оживить рынок недвижимости, который сейчас переживает не лучшие времена.
— Нам интересно развивать аукционную деятельность, а также выступать площадкой, которая объединяет две стороны, причем обе в итоге получают выгоду: одна — деньги, другая — приобретенный лот, — подчеркивает директор компании. — А торги позволяют определить честную цену, привлечь максимальное число участников и сделать процесс максимально открытым.