Обновление автопарка своими силами даже для небольшой компании может превратиться в незабываемый кошмар начальника транспортного цеха. Благо современные инструменты постепенно приходят в Беларусь. Помимо trade-in, набравшего, наконец, обороты, палочкой-выручалочкой может стать аукцион, когда процессом продажи занимаются специалисты, а стоимость определяется рыночным способом — во время торгов.
Необходимость отвечать на бесконечные телефонные звонки, специфическое общение с перекупщиками, торг до слез у капота… Даже для подготовленного человека продажа автомобиля подчас становится изматывающим испытанием. А что если нужно реализовать пять, десять, полсотни машин?
«Во время торгов удается наиболее точно определить рыночную стоимость автомобиля»
Раньше все было просто: спрос превышал предложение. Даже «уставшие» автомобили уходили легко и непринужденно. Времена изменились: продаваемых транспортных средств на рынке существенно больше, покупатель пошел придирчивый, выгодно сбыть машину стало сложнее. А когда речь идет об обновлении автопарка компании эта задача усложняется в несколько раз.
— Осмелюсь заметить, что система trade-in не всегда наиболее выгодное решение. Ведь один и тот же автомобиль дилеры оценивают по разной стоимости, а значит вопрос рыночной цены остается неопределенным. Продажа через аукцион позволяет установить ее наиболее справедливым способом, — считает директор компании «БелАукцион-Групп» Виталий Скребец, который с 2003-го года участвует в аукционной деятельности в США, а в 2013-м реализовал опыт в Беларуси. — Почему это эффективно? Во время торгов удается наиболее точно определить рыночную стоимость автомобиля и пропустить через аукцион большой объем транспортных средств.
Среди интересантов подобной услуги специалист называет юридические лица, владеющие парком (малым или большим) автомобилей. На аукцион можно выставить, какое угодно количество автомобилей. Заявка размещается в электронном виде — на сайте «БелАукцион-Групп». Лот разыгрывается в течение двух недель (этот срок определен как наиболее оптимальный).
В среднем раз в пять лет служебные машины принято обновлять: обслуживание и страховка по «каско» становятся дороже, а также к этому моменту истекает гарантия дилера. Неминуемо руководителю транспортного отдела предстоит решать задачу, как избавиться от старых автомобилей.
— Возвращаясь к примеру с trade-in расскажу о таком случае, — продолжает Виталий Скребец. — К нам обратились представители юрлица, пытавшиеся продать Kia Rio и Kia Ceed (обе - 2014 г.в.). Прежде автомобили оценили дилеры. Оказалось, что в процессе торгов за Rio предложили больше, чем в trade-in. Конечная стоимость составила 15 600 рублей.
Справедливости ради надо заметить, что предложение по Ceed у дилеров было более выгодным. В итоге Rio продали на аукционе, а Ceed сдали в trade-in.
Выставление автомобиля на торги не накладывает обязательство на владельцев продавать транспортное средство именно через аукцион. Собственник вправе забрать автомобиль, если его что-то не устроит, ничего не оплачивая — в таких случаях штрафов не предусмотрено.
И обратный случай: если желаемая стоимость в процессе торгов не достигнута, то специалисты аукциона предлагают гибкие решения.
Так получилось с Volkswagen Caddy, победная стоимость на который составила 16 тысяч рублей. Однако владелец (юрлицо) согласился продать не менее, чем за 17 тысяч рублей. Связавшись с победителем аукциона, специалисты выяснили, что тот согласен на эти условия — лот был выкуплен дороже.
Еще неизвестно, что хуже — переоценить или недооценить
В случае самостоятельной продажи старых автомобилей предприятие сталкивается с необходимостью объективно оценивать автомобиль. В этом решении содержатся два риска: переоценка или недооценка, и еще неизвестно, какой из них весомее.
Одной из ключевых проблем при продаже подержанного автомобиля становится определение цены. Состояние, год выпуска, особенности эксплуатации оказывают огромное значение на сумму, которую готов заплатить покупатель.
— Можно, конечно, ориентироваться на объявления на крупных интернет-площадках, но не всегда это объективно отражает реальное положение дел, — замечает специалист. — Кто ответит сходу, сколько стоит «бюджетник» в сносном состоянии с пробегом в триста тысяч километров? Влияет также востребованность автомобиля исходя из некоторых особенностей рынка. Скажем, разница за «одногодки» Volkswagen Passat в аналогичном состоянии может составлять до 25-30%: дизельные универсалы традиционно котируются выше, чем бензиновые седаны.
Как говорят аукционисты, служебные машины часто сбывают своим людям или их выкупают сотрудники предприятия, знакомые с конкретным экземпляром. Хотя организация могла бы выручить больше денег в случае выставления автомобиля на торги, убеждены специалисты: «Эти средства можно было бы включить в оборот, а сотрудников предприятия не отвлекать от основных обязанностей, доверив продажу профессиональной площадке».
«Не все готовы к жесткому торгу с перекупщиками, которые используют специфический сленг и табуированную лексику»
Один из признаков развитой экономики это сегментация рынка, когда каждый занимается своим делом. Именно поэтому в США продажу автомобилей доверяют специалистам профильной сферы. «Нелепым и неэффективным будет, если банки станут торговать подержанными машинами вместо того, чтобы выдавать кредиты и принимать депозиты», — усмехаются там.
Увы, в Беларуси по-прежнему случается по-другому. В результате менеджеры среднего звена выпадают из рабочего процесса, выступая в несвойственной роли продавцов. Что из этого получается? Дополнительный ворох непривычных обязанностей, много нервотрепки и куча времени, потраченного на разговоры с покупателями.
Теперь недостаточно написать пару строчек в газетную рубрику «Продам». Большинство автомобилей реализуется через интернет, что требует соблюдения определенных правил игры: объявление нужно грамотно составить, сопроводив подробным фото- и видеоотчетом, а также не забывать обновлять информацию на крупных площадках.
— Нужно быть также готовым к поздним звонкам и разговорам с т.н. перекупщиками, у многих из которых специфическая манера общения, — продолжает Виталий Скребец. — А ведь не все готовы к жесткому торгу, в процессе которого используется сленг и табуированная лексика. Очевидно, под напором столь убедительных аргументов не все могут выстоять. Тем более если «специалист» просит сильно сбросить цену, апеллируя к разбитой подвеске или убитому двигателю.
А в случае если автомобиль выставлен в объявлении давно, к нему уже заведомо предвзятое отношение: что с ним не так? Кто-то диагностировал и знает о скрытом подвохе?
— Юрлицо в течение нескольких месяцев пыталось продать аварийную Lada Vesta, — приводит еще один пример директор «БелАукцион-Групп». — В конце концов предприятию посоветовали нашу компанию. Автомобиль выставили на аукцион. В процессе торгов цена достигла 13 тысяч рублей. Как признались представители организации, таких предложений им не поступало. Они не предполагали, что за поврежденный автомобиль можно выручить такие деньги. Но стоимость определил рынок.
Аукционисты считают ключевым преимуществом торгов то, что цена устанавливается между участниками, то есть людьми, как правило, сведущими и знающими свой интерес. Кто-то сможет восстановить машину и перепродать. Кто-то обладает навыками автослесаря и ищет транспортное средство для себя.
На сайте «БелАукцион-Групп» зарегистрированы 15 тысяч пользователей, из них около 4 тысяч — активные участники торгов.
— Особенно активно проводятся торги техники, которая порой накапливается на мехдворе строительных организаций или сельхозпредприятий, — продолжает Виталий Скребец. — Для организации это головная боль: ремонт старых комбайнов, погрузчиков, тракторов обходится очень дорого. В итоге они ржавеют годами, и неизвестно, что с ними делать. Списать транспортные средства в никуда — не спишешь. Аукцион в этом смысле хорошее решение. Это позволяет избавиться от морально устаревшей техники, получить средства и разгрузить площадку.
Два варианта: желаемая сумма достигнута или нет
Через «БелАукцион-Групп» продается огромное количество транспортных средств: от неисправных тракторов до автомобилей премиум-класса.
Процедура отлажена до мелочей: специалист выезжает в любую точку страны для сбора информации, проверки комплектации и работоспособности транспортного средства, а также проведения фото- и видеосъемки.
Затем лот выставляется на аукцион, который проводится в течение двух недель. После его завершения возможны два сценария.
Первый, когда достигнута желаемая для продавца цена. Тогда покупатель напрямую переводит деньги продавцу, подписывает акт и оплачивает услуги «БелАукцион-Групп» (пять базовых величин).
Во втором случае, если лот не оценен, как хотел бы продавец, включается гибкий вариант: аукционисты связываются с обеими сторонами и выясняют, готовы ли они пойти на уступки. Только после этого аукцион будет считаться состоявшимся.
Использование ресурсов аукциона при реализации служебных машин для компаний может быть эффективным решением, считают в «БелАукцион-Групп». Это позволит установить справедливую рыночную цену, не отвлекать сотрудников от прямых обязанностей и ускорить процесс, не выделяя дополнительных средств.