Указ № 140 от 10 апреля 2019 г., безусловно, войдет в историю Беларуси. После шокового подорожания таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей восемь лет назад, впервые в этом направлении сделано явное послабление. Объявлено: инвалиды (1-й и 2-й группы), а также многодетные семьи могут рассчитывать на 50%-ное возмещение. Слабо верится, что скидка в пару тысяч евро станет решающим фактором для матери с тремя детьми или человека, имеющего серьезные проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Но таможенники уже не удивляются, когда о льготах заявляют при оформлении кроссоверов Mercedes или BMW. Одна из таких историй — о растаможке Ford Mustang многодетной матерью — в нашей сегодняшней публикации.
Раньше: 14 тысяч рублей. Сейчас: 7 тысяч
Несколько недель назад многодетная мать Мария [здесь и далее имена изменены] не догадывалась, что ей нужен Ford Mustang. А сейчас она в пункте таможенного оформления «Колядичи» ждет вызова в окошко, где ей должны вернуть документы. Женщина периодически поглядывает на часы: процедура занимает время, а у нее работа, муж и трое детей.
Основное, впрочем, уже позади. После того как маслкар доставили из Клайпеды в Минск на площадку таможни, были оперативно поданы документы. В тот же день стало известно, сколько требуется заплатить — чуть более 7 тысяч рублей.
Напомним, что на 50%-ное возмещение таможенных пошлин и налогов могут рассчитывать многодетные семьи и инвалиды 1-й и 2-й группы.
— Помимо стандартного пакета документов меня попросили предъявить подтверждающее удостоверение, что я многодетная мать, — рассказывает Мария.
— Этот документ также забрали и вернули на следующий день. Зачем? Не знаю. Может, проверяли подлинность...
Многих интересовал вопрос: в какой форме предоставляется возмещение? Нужно прежде оплатить растаможку полностью, а потом деньги переведут на карточку или придется забирать их в банке? В случае с Марией счет за пошлину предоставлялся уже со скидкой. Никаких переводов-возвратов.
А вот утильсбор был рассчитан по стандартной схеме. Он составил 742 рубля. Скидки по данному платежу для многодетных семей и инвалидов не предусмотрены.
— Честно говоря, приобрести этот автомобиль вышло чисто случайно, — к разговору подключается Павел, знакомый Марии. Молодой человек принимает живое участие в процессе. — Ford Mustang 2016 г. в. был куплен на аукционе в США. Пока «шел» в Литву, случился 140-й указ, и для Марии растаможка стала подъемной.
Объем двигателя у этой машины составляет 2,3 литра. Автомобиль оценен в 6500 долларов и растаможивается из расчета 2,7 евро за «кубик». Определена сумма в 14 628 рублей, но благодаря «скидке» пошлина будет вдвое меньше...
Машина в хорошей комплектации, имеет небольшой пробег (27 тысяч миль), но у нее сильно поврежден кузов: помяты крылья, двери, разбиты бамперы, предстоит заменить оптику. Возможно, неисправна подвеска. Как предполагает Павел, в момент ДТП автомобиль стоял. После столкновения у него даже не сработали подушки.
Навскидку ремонт обойдется в 7—8 тысяч рублей, оценивают наши собеседники. Вообще-то это никогда не пугало белорусов. В США восстановление обошлось бы слишком дорого в силу высокой стоимости нормо-часа. Там поврежденное транспортное средство приобретает статус неликвида, который реализуют с помощью страховых аукционов.
В Беларуси же ремонтом заниматься целесообразно, и наши сограждане раньше часто приобретали машины именно в Америке. Однако после 1 июля 2011 года поток значительно сократился. Лишь в последнее время вновь стали говорить об автомобилях «from USA», двигатели которых заметно уменьшились в объеме. Мария с Павлом отмечают, что узнавали о стоимости запчастей и возможности заказать их, например, в Литве. Обещали доставить за пять дней. Но молодые люди ищут варианты подешевле: в Польше или вовсе в Беларуси. Ребята считают, что работы займут месяц-два.
А если Mustang не подойдет? Вдруг придется продать?
После восстановления автомобиля Мария сможет поставить его на учет. Это еще одно обязательное условие при растаможке транспортного средства по стосороковому указу. Зарегистрировать машину можно будет только на того человека, на которого она оформлялась при ввозе, объяснили молодой матери в пункте таможенного оформления. Что дальше? На вопрос, кто будет пользоваться автомобилем, наши собеседники многозначительно переглядываются между собой: «Решим».
Как было указано в комментарии к указу №140, ограничения по пользованию и распоряжению транспортными средствами, при ввозе которых таможенные платежи возмещались в соответствии с этим документом, не предусмотрены.
То есть никаких препятствий для того, чтобы подарить или продать в скором времени машину нет. Разве что придется снова ехать в ГАИ, оплачивать услуги по переоформлению, проходить сверку номеров. Однако это не идет ни в какое сравнение с тем, чтобы оплачивать растаможку в двукратном размере.
Понятное дело, что Ford Mustang — одна из первых ласточек. Новые правила вступили в силу 13 апреля текущего года. А на прошлой неделе пресс-служба Государственного таможенного комитета сообщала, что было оформлено восемь транспортных средств, которые подпадали под действие указа.
Можно не сомневаться, что число воспользовавшихся льготами выросло.
Учтите, что подбор и доставка автомобиля из-за границы — это непростой процесс, растянутый к тому же во времени. Особенно если машину заказывают из США. С Mustang на руку сыграл случай — повторимся, маслкар находился в пути, когда был принят указ.
Так что в ближайшее время, можно не сомневаться, поток автомобилей, которые растаможивают с 50%-ным возмещением, заметно увеличится. Какой будет тенденция, станет ясно совсем скоро.
Как говорят эксперты, сложно поверить, что при таких условиях кто-то еще будет оплачивать пошлину полностью...
Следующую машину, если вдруг Мария решит обновить транспортное средство (мало ли, Mustang по какой-то причине не подойдет и от него придется избавиться), она сможет ввезти таким же способом не ранее чем через год. Однако ее супруг тоже имеет право на льготу при оформлении. О такой возможности ранее сообщали представители Государственного таможенного комитета.
По их словам, под действие документа также подпадают мопеды, мотоциклы, квадроциклы и транспортные средства для перевозки не более 12 человек (включая водителя), моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн включительно. В ассоциациях и обществах инвалидов, с которыми мы связались, в целом принятие указа оценивают положительно. Однако сетуют на невысокие доходы инвалидов 1-й и 2-й группы. Вот если бы такие же тарифы действовали для десятилетних автомобилей. Эх...
Неудивительно, что сейчас многие говорят об услуге по «льготной» растаможке. По слухам появились некие люди, предлагающие оформить машину на многодетную семью. Просят около тысячи рублей.
А еще рассказывают, будто перекупщики каким-то образом получили доступ к базам многодетных семей. Получить подтверждение данной информации нам не удалось. Таможенные органы грозятся пресекать факты ухода от уплаты платежей со стороны перекупщиков, но на практике это выглядит маловероятным.
Одни смогут заработать, другие — привезти автомобиль...
В комментарии к указу было сказано, что «мера направлена на оказание социальной государственной поддержки указанным категориям граждан, среди которых имеется значительное число малообеспеченных».
Если говорить формально, то так оно и есть. Но, кажется, все понимают, кого касается вполне прозрачный намек. Одни теперь получают возможность немного заработать, другие — ввезти автомобиль существенно дешевле, чем раньше. Вероятно, это можно воспринимать как некую форму социального договора, выполняющую сразу несколько задач.
Когда-то что-то похожее уже было: помните указ по льготной растаможке сельхозтехники? Тогда вдруг предприниматели стали регистрироваться в сельской местности и ввозить пикапы из США. Вскоре лазейку прикрыли.
Если до 2011 года, когда были повышены таможенные пошлины на ввоз автомобилей, многие перегоняли машины на восток, то в 2014-м после резкого падения российского рубля все резко изменилось. Даже корректировки, которые были предприняты (повышение утильсбора и пр.), не остановили полностью поток транспортных средств из Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Смоленска.
Невозможно не связать с нынешним изменением законодательства еще одно событие. Когда в России повышались таможенные пошлины, одной из главных причин называлась поддержка отечественного производителя. Уместно вспомнить, что в последнее время продажи автомобилей Lada в нашей стране взмыли вверх (в первую очередь благодаря удачной модели Vesta). Впервые с 1990-х годов эта марка оказалась в топе. По данным Белорусской автомобильной ассоциации, в прошлом году был реализован 10 481 автомобиль Lada (на первом месте — Renault с 11 310 проданными машинами).
Не исключено, что стосороковой указ позволит изменить ситуацию, и поток автомобилей вновь направится в необъятную страну, которая не заметит этот небольшой ручеек, а белорусам даст возможность немного заработать.
Несомненно, изменения в законодательстве вновь открывают возможность пригнать машину по более приемлемой цене, чем раньше. Станут доступными не только малолитражки в возрасте от трех до пяти лет, но также автомобили с более объемными двигателями. А парк транспортных средств, который стал в последнее время чрезвычайно однообразным, имеет шансы хоть немного измениться.
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. При содействии ООО «БелАукцион-ГРУПП»
Опубликовано с разрешения www.onliner.by