junkyard

 

В Америке с автомобилями расстаются гораздо проще и легче, чем в Беларуси. Серьезная поломка двигателя или коробки? Машина попала в ДТП? По кузову пошла сквозная коррозия? Редко кто за океаном будет возиться с подобным неликвидом. Вызывают сотрудников junkyard, как называют авторазборки в этой стране, и делов. В США время стоит дорого — за пару часов можно заработать больше, не испачкав при этом руки в моторном масле.

Когда описываешь устройство автосферы США, складывается ощущение, что там уже все давно устоялось и каждый печет свой кусок пирога. Позади конкурентные войны, дележка клиентов и передел зон влияния. Рынок все расставил по местам: одни выпускают, другие продают/покупают, третьи утилизируют. Это выгодно в первую очередь клиенту, который не тратит ценное время, а напрямую обращается к профессионалам.

Заключительная роль в автомобильной цепочке отводится junkyard (дословно: мусорный двор), где ненужные машины отправляются в последний путь. Принцип работы чем-то напоминает наш срочный выкуп, только в американском случае речь идет исключительно о неликвидах. Зачастую в утиль попадают автомобили, которые в Беларуси подлатали бы, и они бы еще ездили и ездили. Но в США мыслят другими категориями.

— Там машина теоретически включается в список автохлама, если попала в ДТП, случилась серьезная поломка или она морально устарела, — рассказывает Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-ГРУПП», который не раз выступал экспертом в наших публикациях о США. — Особенно если речь идет о немецких автомобилях, которые в США считаются дорогими в обслуживании. Обычно приговор выносится после серьезной поломки. Например, рыночная стоимость машины составляет $3000, а ремонт обойдется в $2000. Возиться с таким неликвидом нецелесообразно, и тогда американцы обращаются в junkyard.

 

Нью-Джерси. Типичный американский junkyard

Нью-Джерси. Типичный американский junkyard

 

Все сделано для удобства клиента. Не надо никуда ехать и никого искать. Просто набираете номер телефона ближайшей авторазборки (в интернете и бумажной прессе объявлений достаточно). В оговоренное время приезжает эвакуатор, специалист грузит вашу машину, платит оговоренную сумму и уезжает. Бывшему автовладельцу нужно только подписать title (аналог нашего техпаспорта). Никаких очередей, снятий с учета в регистрационном отделе дорожной полиции и прочей бюрократии.

— Много за автомобиль при сдаче в американскую авторазборку не выручишь, — предупреждает Виталий Скребец. — Но минимальная сумма, на которую можно рассчитывать, это $200. Дело в том, что стоимость кузова, который принимают на металлолом, выше. Так что junkyard не останется в минусе. Средний же чек за неликвид составляет $500. Знакомые сдавали Ford F150 (2006 г. в.), у которого были серьезные проблемы с коробкой передач. Удалось получить $1100. Мало? Ну как сказать...

«В Америке скорее избавятся от проблемной машины и получат $500, чем будут обращаться в сервис и вкладывать еще две-три тысячи»

После покупки автомобиля сотрудники авторазборки проводят осмотр. Проверяют, на ходу машина или нет, составляют список запчастей и отправляют на склад, внимание, не разукомплектовывая. Ну вы же помните, что каждый трудовой час оплачивается, имеет фиксированную таксу и так далее.

 





 

Как правило, junkyard в США занимают огромные территории. Большинство — «всеядны», то есть занимаются любыми марками. Но есть и мелкие, специализирующиеся, скажем, только на «немцах» или «корейцах».

Порой кузовы небрежно грузят один на один в несколько ярусов. Образуются целые коридоры из марок, моделей, брендов, в которых можно найти легковые и грузовые автомобили, относительно свежие (но, как правило, поврежденные) и раритеты, «европейцев» и «японцев».

Вообще, в Америке есть два типа авторазборок. Принцип работы одних напоминает немецкие и литовские аналоги, но с некоторыми оговорками. Как уже упоминалось выше, сразу машину не разбирают. Отношение очень утилитарное и по белорусским меркам бесхозяйственное. Автомобили складируют под открытым небом — на волю ветров и дождей.

 

 

А если поступает заказ на определенную деталь, то с помощью автопогрузчика снимают со «стеллажа» нужный экземпляр и достают необходимый узел. Это тоже примета американского рынка. Ввиду дороговизны труда там в принципе не занимаются мелким ремонтом, а если что-то и меняют, то сразу мотор, трансмиссию, раздатку.

Все сделано для удобства клиента. Есть сайт с весьма простеньким дизайном, но единой базой для большинства американских junkyard. Пользователю достаточно вбить несколько параметров и проверить наличие двигателя для Ford Explorer или бампера для Mercedes E-Class. Обычно (не всегда) указываются пробег, недостатки и прочие сведения.

Честно говоря, стоимость запчастей очень разнится. На цену влияет специфика рынка, в частности учитывается распространенность модели, характерные проблемы того или иного узла, уровень спроса.

Навскидку вбили в поиск несколько параметров для популярных в Беларуси автомобилей. Вот что вышло: Toyota RAV4 (2011—2012 г. в.) — двигатель от $1000, трансмиссия от $250—300, передний бампер от $59. Мотор на Honda Civic (2012 г. в.) — от $495, крышка блока цилиндров — от $250, топливная помпа — от $50. Передняя дверь Audi A6 (2005—2006 г. в.) — от $415, молдинг на нее — от $45, радиатор — от $125.

 

Клиентов junkyard предупреждают, что в случае если купленная запчасть окажется неисправной, возврату подлежит только стоимость детали. За установку компенсация не предусмотрена

 

А что если спроса на запчасти нет? Сотрудники авторазборки отправляют машину в режим ожидания, который, как правило, составляет три месяца. По истечении этого срока основные узлы снимают, а остальное без сожаления сдают на металлолом.

— Примечательно, что никто глубокой разборкой автомобилей не занимается, — обращает внимание Виталий Скребец. — Стекла, сиденья и прочее остается на своих местах. Junkyard в любом случае в минусе не остается. Алюминий сдается по цене 35 центов за фунт (1 фунт — 0,45 кг), сталь — $5,5 за 100 фунтов, машина с литьем — $7,25 за 100 фунтов.

 



 

Разборка автомобилей в США считается второсортной работой, и часто в этой сфере заняты мигранты. В Нью-Джерси час такой работы оценивается в $10—15.

— Для США это не такая высокая зарплата, как может показаться, — замечает Виталий Скребец. — За вычетом налогов работник может получить чистыми $1800. В то же время аренда жилья с коммунальными платежами в Нью-Джерси стоит около $1000.

Второй тип junkyard предполагает необычную для нас схему работы с клиентами. Такие авторазборки называют «you pull» junkyard. Туда приходят со своим набором инструментов, платят за вход символическую сумму (обычно $1) и бродят среди кузовов.

 



 

«Что за самоуправство?» — спросите вы. Ну вот так американцы решили вопрос с персоналом, предоставив свободу клиенту. Перед входом, разумеется, придется подписать документ о том, что посетитель несет полную ответственность за соблюдение техники безопасности.

При обнаружении нужной детали человек снимает ее самостоятельно, предъявляет сотрудникам, и те сообщают цену. Стоимость запчастей здесь ниже рыночной. Можно найти какую-нибудь фару от Volkswagen Passat, снять ее, заплатить $50, а потом продать на eBay за $100.

Почему этим не занимаются? Ответ смотрите выше: поиск, разборка и реализация занимают время, за которое можно заработать существенно больше денег.

Конечно, мы поинтересовались, как используют такие возможности наши бывшие сограждане, которые заняты в автосфере. По словам Виталия Скребца, раньше такая схема пользовалась популярностью — на аукционах покупали битые автомобили, отрезали переднюю часть, снимали основные узлы и отправляли через океан. Однако со временем спрос сильно упал. Таможенные пошлины выросли, а американских машин в Беларуси становилось все меньше и меньше.


На примере авторазборок хорошо заметна принципиальная разница в рынках. У нас долгое время автомобили были недоступны, их покупка еще сопряжена с немалыми выплатами, и люди не готовы расставаться даже с морально устаревшей и проблемной машиной. В США же к транспортному средству относятся сугубо утилитарно, не испытывая теплых чувств к куску металла: купил — поездил — сдал в утиль.

 

 

Выражаем благодарность за помощь в подготовке публикации ООО «БелАукцион-ГРУПП»
и лично Виталию Скребцу


 

Автор: Андрей Журов. Фото: Виталий Скребец

 

Опубликовано с разрешения www.onliner.by

 


Добавить комментарий