Польская таможня перестала пропускать машины с объёмом двигателя более 1 900 куб. см, которые предназначаются для экспорта в страны ЕАЭС — в частности, Беларусь и Россию. Новость всколыхнула отечественное инфополе, а также привела к огромным очередям на границе. Редакция av.by попыталась разобраться в сути изменений и поговорила с представителями автобизнеса.
Кратко: что происходит на польской границе?
С вечера пятницы по чатам перегонщиков и дальнобоев стала гулять информация, якобы Польша теперь не пропускает экспортируемые в Беларусь и Россию автомобили с объёмом двигателя более 1 900 кубических сантиметров.
Сперва сведения передавались с чьих-то слов, однако уже в субботу стали мелькать фотографии с объявлением, размещённым, как утверждается, польскими таможенниками в пункте пропуска. bolshoi_autoblog
— Я сам только из Бяла-Подляски — наблюдал там даже драку в очереди. Фото с уведомлением друг другу отправляли перегонщики — эта бумажка висит на польской стороне, её много кто снимал с разных ракурсов.
Согласно уведомлению, теперь для вывоза машины нужно предоставить таможне документ от производителя, подтверждающий право экспорта автомобиля за пределы Евросоюза.
Вдобавок автоизготовителю придётся подтвердить, что ему известен конечный собственник машины и она будет перемещаться через территорию Беларуси и России транзитом в третью страну, а во время транзита авто не перепродадут.
Более того, официальная бумага должна указывать, что производитель знает продавца и покупателя транспортного средства, а сама сделка не будет использована для обхода международных санкций.
В конце текста присутствует ссылка на Регламент Совета (ЕС) № 833/2014, где перечислены группы товаров и отдельные наименования, подпадающие под санкции.
Директор «БелАукцион-Групп»: «С объёмом более 1,9 л и дороже €50 тысяч — развернут, авто из США — пропустят»
Мы обратились за комментарием к постоянному эксперту редакции — Виталию Скребцу, директору «БелАукцион-Групп». По его словам, вместе с партнёрами по бизнесу они следят за ситуацией на границе, но пока не переживают, ожидая официальной информации от таможенной службы Польши.
— Наверное, как и многие игроки автобизнеса, мы ждём понедельника, так как информация, что польская таможня не оформляет экспортные декларации на машины с объёмом двигателя более 1 900 «кубиков» и дороже 50 тысяч евро, появилась только в пятницу. Даже если экспортная декларация была оформлена заранее и в другой стране, такой автомобиль всё равно не пропускают.
Мы перечитывали и перепроверяли закон — никаких изменений не произошло, потому предположу: вероятно, у польской таможни появилась некая внутренняя инструкция. Так ли это, станет известно только на предстоящей неделе.
После первого разговора Виталий связался со своими партнёрами для уточнения деталей.
— Вот только что сообщили: не пропускают как машины, идущие «самоходом» (методом индивидуального перегона. — Прим. авт.), так и тралы. Отбирают по двум критериям: если объём двигателя превышает 1 900 кубических сантиметров, а также если стоимость — более 50 тысяч евро.
Уже есть ситуации, когда условные «Пежо» с двигателями 1 920 «кубиков» не пропускали. Если на автовозе машина, подпадающая под один из критериев, то её разворачивают. Тогда водитель отправляется на стоянку, где снимает «непроходной» автомобиль. Далее возвращается в очередь.
Вероятно, многие будут ждать понедельника, после чего попытаются проехать через Латвию. Путь неблизкий, не факт, что успеют, если страна тоже введёт дополнительные ограничения.
— При этом автомобили из Америки, на которые оформляется транзитная декларация, в Беларусь, скорее всего, доедут. Экспортные декларации на машины из Европы, подпадающие под эти два критерия, не оформляются.
— Мне кажется, польское правительство узнало про какие-то лазейки и серые схемы для ввоза «подсанкционки» или зафиксировало их, вот там и решили разобраться. К примеру, когда дорогостоящие модели вроде Ferrari или Bentley перевозили в Беларусь «самоходом». Разумеется, их государственные организации в выходные недоступны, потому пояснения и порядок действий станут известны завтра (беседа происходила накануне публикации материала. — Прим. авт.).
— Сейчас водители автовозов расселились по отелям и попросту ждут рабочего дня. У нас тоже есть машины, которые в понедельник планируем забирать в Клайпеде. Как только водители доберутся туда, ситуация станет более-менее понятной.
Водитель автовоза: «Все сидят в гостиницах — ждут команды»
Поговорили и с другим представителем сферы доставки транспорта в Беларусь — водителем автовоза (с ним редакция проводила интервью ещё в 2022-м). Мужчина оперативно вышел на связь, однако уточнил, что находится на отдыхе. При этом, по его словам, активно следит за происходящим.
— Ситуация складывается так, что сейчас я знаю ровно столько, сколько и вы. Польша не пропускает машины с объёмом двигателя более 1 900 «кубиков», будь это легковушка или коммерческий транспорт. Причина — санкции. Как перевозить автомобили, пока непонятно. Вот только начали искать информацию и возможные пути.
Водители сидят в гостиницах с момента, когда всё это случилось. Ждут команды, но другого выхода нет, — комментирует мужчина.
Автоподборщики: «Ограничения и так были, но Польша их не придерживалась»
Представители компании Selectcar также высказались о произошедшем.
— Со вчерашнего дня Польша разворачивает все автомобили объёмом больше 1,9 л. Некоторым аннулируют уже выданный ЕХ, экспортную декларацию — документ, подтверждающий вывоз товара за пределы Европейского союза.
— Объясняют по-разному, но понятно, что причина в санкциях. У меня нет сведений о том, почему ограничения применяются к авто, принадлежащим жителям Грузии и Казахстана. Мы отправляем машины из Европы только в Беларусь.
Есть информация, что у некоторых получается оформить автомобиль и выехать через Латвию. Но там тоже нужен свой набор документов — и чтобы всё было в порядке и прозрачно.
Мнение коллег разделяют в avto-device.
— Информация от моих коллег и партнёров не отличается от того, что вы можете найти в интернете. Мол, приехал министр транспорта Польши и распорядился не выпускать автомобили с объёмом двигателя более 1,9 литра. В целом эти ограничения в рамках последнего пакета санкций и так действовали, но Польша просто не придерживалась его, по-прежнему оформляя машины. Вероятно, что-то произошло, так как они до 1 апреля приостановили экспорт данных авто.
На самом деле этого следовало ожидать, ведь Литва уже давным-давно не пропускает экземпляры с объёмом более 1 500 куб. см.
— Чтобы машины проехали, нужно предоставить справку от производителя, что тот не против вывоза автомобиля на территорию ЕАЭС. Естественно, маловероятно получение такого разрешения физическим лицом от завода-изготовителя. Не вижу, как это может быть возможно, — отмечает собеседник. — На мой взгляд, заниматься подобным им невыгодно и бессмысленно.
Некоторые знакомые говорят: сейчас вообще не пропускают авто, перегоняемые самостоятельно. Уточняют, якобы автовозы, где машины оформляются как груз, всё-таки проезжают. На сегодня остаётся вариант ехать через Латвию и пробовать там — это уже круг в 500 км. Вдобавок латыши сами по себе достаточно специфические ребята, могут отказать в оформлении. Тем не менее пока сохраняются способы, как это сделать.
Ян Богданович
Опубликовано с разрешения av.by