Каждому второму любителю двухколёсной техники хоть раз в жизни в голову закрадывалась мысль: «А не привезти ли мне байк из Америки? Да, чуть битый, зато не такой дорогой! Затем отремонтировать его в Беларуси, довести до идеала — и кататься в своё удовольствие, а после ещё и выгодно продать». Но есть ли смысл приобретать битый байк в Штатах, ведь отчасти это же кот в мешке! А вдруг не заведется и никогда не прокатит с ветерком?
О нюансах растаможки, пробеге и спросе на мототехнику в 2024 году мы решили поговорить с экспертами в данной области. Начнём с Виталия Скребца, который является директором компании, занимающейся доставкой транспортных средств из США.
«Спрос на мотоциклы был всегда»
Наш герой утверждает, что преимущество американской «вторички» — в низкой стартовой стоимости, уникальности модельного ряда и в хорошем выборе. Безусловно, на белорусском моторынке можно найти в продаже достаточно техники, но это будет соизмеримо меньше с точки зрения разнообразия и, что немаловажно, дороже, чем в США.
— Пользуются сегодня спросом мотоциклы из Америки?
— Спрос есть — и повышенный. Как правило, для состоявшегося человека мотоцикл — это не повседневный вид транспорта. С учётом ремонта в Беларуси итоговая цена может быть и 5 000 долларов! А предпочтения у белорусов такие: эндуро — KTM Adventure, Honda Transalp, стритбайки — Kawasaki ER, Kawasaki EN, спорттуристы — Honda Gold Wing, Yamaha FJR и Honda VFR, спортбайки — Yamaha YZF R1 или Honda CBR, чопперы — Harley-Davidson, Honda Deauville, Honda VTX, Suzuki Boulevard и Kawasaki.
Чтобы успеть подготовиться к новому сезону, искать и заказывать мотоцикл надо начинать уже в конце лета. Виталий признаётся, что максимальный ажиотаж в его компании приходится на конец августа и всю осень.
— Сколько вы привезли мотоциклов в прошлом году?
— Точной цифры не назову. Могу лишь сказать, что по сравнению с автомобилями их заказывают гораздо реже. Даже на аукционах. Как правило, из года в год это одни и те же значения по заказам.
— Можем получить заказ на 250-кубовый «мопед», или на Harley-Davidson CVO, или на спортивный экземпляр от Yamaha. Чёткой тенденции, когда из года в год постоянно покупают что-то одно, нет. У нас есть клиент, которому мы предлагаем максимально свежие по году выпуска и максимально дешёвые варианты — от 1 000 долларов. Как правило, объём двигателя обычно не превышает 500—600 см³. Мотоциклы в основном заказывают для восстановления. Ну и, чего скрывать, для последующей перепродажи...
— Есть байкеры, выбирающие «Харлеи», есть те, кто предпочитает Suzuki или Yamaha. И это всё совершенно разные миры, которые между собой никак не переплетаются. Всё зависит от человека.
— Это как лыжник и сноубордист!
— Совершенно верно! Каждому своё, как говорится.
— А какие модели пользуются наибольшим спросом?
— Конкретно у нас — Harley-Davidson. Это связано с тем, что наш конечный покупатель — такой матёрый дядька солидного возраста.
— Например, Harley-Davidson CVO Breakout 2013 года с пробегом чуть больше 3 тысяч миль был куплен за $13 908 (вместе со сбором аукциона). Доставка из Америки в Клайпеду — 900$, из Клайпеды в Минск плюс портовый сбор — примерно 500 евро. Колядичи (разгрузка, размещение, хранение) — $100, нельготная растаможка — $4 450. Плюс таможенный сбор — 120 белорусских рублей. То есть вместе с растаможкой и всеми расходами стоимость примерно увеличивается до 20 240 долларов. Ну и не забываем оплатить услуги компании, которая занимается доставкой, — это ещё 800 белорусских рублей.
На белорусской «вторичке» мы нашли один вариант — Harley-Davidson CVO PRO STREET BREAKOUT 2017 года выпуска. Цена — $24 500, мотоцикл также был доставлен из США.
— А можно ли на байке проверить оригинальность пробега?
— У мототехники это сделать сложнее, чем у автомобиля. Сервис Carfax, который обычно используют для проверки истории обслуживания ТС, его ДТП и пробега, по мотоциклам, как правило, информационно пустует. Объясняется это тем, что автомобили должны проходить техосмотры в Америке и обслуживания на СТО (тогда и отмечаются все данные), а вот когда обязательное обслуживание проходит мототранспорт — данные на Carfax заносятся редко.
— Допустимый пробег при покупке зависит от конкретного мотоцикла. Если двигатель — 1 800 см³, как у автомобиля, то для такого экземпляра нормальный пробег — 30 000—40 000 км. Если же у вас «шестисотка» и это спортбайк, то он постоянно работает на высоких оборотах. Значит, мотор в таком мотоцикле к 20 000 км пробега будет изрядно изношен.
«Время и стоимость доставки зависят от удалённости штата от порта Клайпеды»
— Как изменились американские аукционы за последние два года?
— Стоит отметить, что если раньше для любой техники была определённая градация, то год-полтора назад отделили категорию мототехники (мотоциклы, гидроциклы, снегоходы и квадроциклы) от общей картины. Теперь на неё аукционный сбор стал гораздо выше, чем на автотранспорт. Бывает, покупаешь себе байк за $5 000, а аукционный сбор платишь такой, будто взял машину за $10 000—15 000!
Ввозная таможенная пошлина зависит от физических характеристик мотоцикла, а именно от объёма двигателя. Ниже разместим для вас точную ставку таможенной пошлины на байки:
- — с двигателем внутреннего сгорания с возвратно-поступательным движением поршня рабочим объёмом цилиндров двигателя не более 50 см³ — 14%;
- — с двигателем внутреннего сгорания с возвратно-поступательным движением поршня рабочим объёмом цилиндров двигателя более 50 см³, но не более 250 см³ — 14%;
- — с двигателем внутреннего сгорания с возвратно-поступательным движением поршня рабочим объёмом цилиндров двигателя более 250 см³, но не более 500 см³ — 15%;
- — с двигателем внутреннего сгорания с возвратно-поступательным движением поршня рабочим объёмом цилиндров двигателя более 500 см³, но не более 800 см³ — 15%;
- — с двигателем внутреннего сгорания с возвратно-поступательным движением поршня рабочим объёмом цилиндров двигателя более 800 см³ — 10%;
- — приводимые в движение электрическим двигателем — 14%;
- — прочие — 14%.
— Сколько в среднем плывёт до Клайпеды заказанный мотоцикл?
— Начну с того, что срок доставки мототехники не отличается от срока доставки автомобиля. Клиентам мы озвучиваем так — от двух месяцев. Придёт раньше — все будут только рады. Время доставки зависит от удалённости от порта Клайпеды, отсюда и разная цена.
— Например, привезти мотоцикл из Вашингтона стоит приблизительно $800—900 (зависит от размера), плыть он будет около трёх месяцев. Если байк доставляют из Калифорнии, прайс укажут в районе $600—700, а в пути транспорт проведёт около двух месяцев. Из Нью-Йорка — $350—450, плыть будет примерно месяц с момента погрузки... Ну и опять же все эти временные рамки неточные.
— Но ведь доставить мотоцикл всё же дешевле, чем машину?
— Совершенно верно! Допустим, если байк будет ехать из Нью-Йорка за 350—450 долларов, то автомобиль — уже за $700. То есть стоимость выше примерно в два раза.
— Может ли физлицо заказать и привезти себе мототехнику из Америки?
— Сейчас белорус сам вряд ли зарегистрируется на аукционе. В любом случае ему придётся это делать через брокера либо компанию, у которой есть доступ к площадке. Единственное, что можно сделать сейчас без помощи сторонних людей, — это посмотреть ход торгов.
«„Топляков“ не брать!»
— Каков ваш совет начинающему мотоциклисту, который самостоятельно выбирает себе технику на аукционе в США?
— Максимально свежий год выпуска, а по повреждениям критерии такие же, как и по автомобилям, — визуально минимальные! В мотоцикле всё на виду, сложностей с ремонтом тут не будет.
Но самая важная рекомендация от Виталия: не брать «топляков»! Ведь основное в мотоцикле — это мотор. Визуально всё красиво, цело, но вот коррозия может попасть внутрь цилиндров. И через несколько сот километров — прощай, двигатель! Такие случаи, к сожалению, нередки.
— Я советую всем, если они уже определились с конкретной маркой и моделью, зайти на av.by, выбрать год и отсортировать мотоциклы по цене. Найти самый дешёвый вариант, который уже растаможен в Беларуси. Отнять от стоимости продавца 30—40% и все расходы (доставка, растаможка, ориентировочно сумма ремонта). Как раз до такой цифры и стоит делать ставки на аукционе.
— А угон/вандализм не страшны?
— Можно брать! Как раз таки с подобными экземплярами всё хорошо, но продаются они дорого. Хотя бывают случаи, когда при угоне специально царапают, разбивают окна и зеркала. Такие аппараты брать уже надо на свой страх и риск, поскольку позже может всплыть что-то ещё.
Лёгкими повреждениями Виталий считает категорию ДТП, когда мотоциклист не справляется с управлением, падает, при этом царапая бак, ломая ручку, зеркало и подножку. А вот фронтальные удары, когда складывается и деформируется рама, считаются серьёзными повреждениями. Однако и то и другое исправляют на СТО в Беларуси.
«Некоторые лоты могут покупать только компании, имеющие лицензию на утилизацию ТС»
Мичиган и Висконсин — штаты, в которых дилеру требуются дополнительные разрешения для покупки техники с Salvage/Junk-документами. И не у всех компаний есть доступ к приобретению таких экземпляров. Варианты с Junk-сертификатами и Bill of sale / Parts only могут покупать компании, имеющие лицензию на утилизацию транспортных средств.
Существуют различные платные услуги, связанные с подбором мотоциклов ещё на территории США. Например, человек может приехать на склад и до аукциона проверить байк/автомобиль на предмет повреждения. Однако, по словам Виталия, это не имеет смысла, так как шанс, что с первых торгов получится купить ТС, невелик. По статистике, мотоцикл или автомобиль выигрывается начиная со вторых-пятых торгов.
— Стоимость осмотра — $200, и может быть такое, что вы каждый раз будете осматривать автомобиль, который в итоге не купите. Если есть опыт работы с аукционами и опыт по восстановлению мотоциклов, визуально можно просчитать стоимость восстановления.
— Были ли у вас такие запросы?
— У нас было их всего несколько. И они касались утопленных дорогих автомобилей — в таком случае это имеет какой-то смысл. Есть ещё одна услуга — за 25 долларов уже в порту можно сделать дополнительные фотографии и осмотреть автомобиль. Если вы хотите более подробный отчёт, чтобы заглянули под капот, достали щуп, проверили масло, — это будет чуть дороже.
«Ёмкость белорусского рынка — мизерная»
— Доставляете ли вы электромотоциклы?
— Да, можем доставить такой мотоцикл, если клиент попросит. Но в нашей практике это было всего один раз — около четырёх лет назад. Привезли байк Zero. Клиент его потом еле-еле продал! Честно говоря, в нашей стране они не получили популярность. Таможатся мотоциклы, приводимые в движение электрическим двигателем, под 14%.
— А какова ёмкость белорусского рынка мототехники, на ваш взгляд?
— Небольшая! Основная масса мотоциклов, которые приезжают к нам из США, потом отправляется в соседние страны. Людей проживает там больше, ну и тех, кто побогаче, поболее будет.
«Основной спрос — мотоциклы до 4 000 долларов»
Также мы решили пообщаться с Николаем из Гродно, который не только занимается привозом мотоциклов, но и прожил в США восемь лет и знает специфику американских аукционов изнутри.
— Какие изменения произошли на моторынке за последние два года?
— Очень сильно выросли цены! Это в первую очередь связано с логистикой. Примерно год Клайпеда была перегружена, если раньше контейнер туда приходил — за два-три дня он разгружался. А на данный момент разгрузка занимает от десяти дней. Именно это влияет на конечную стоимость. Если раньше оформление мотоцикла в Клайпеде стоило максимум 150 евро, то сейчас прайс улетает за €200—250.
— Также выросла доставка из США в Клайпеду, и сейчас из Клайпеды в Беларусь она тоже выросла. До Минска это 300—350 евро, до Гродно чуть меньше — 250 евро. Чем хуже ситуация на белорусско-литовской границе, тем дороже доставка. Сейчас перевозчики стоят в очереди на въезд в Литву по 10—11 суток, соответственно вырастает и стоимость доставки авто- и мототехники из Клайпеды.
— А какие экземпляры пользуются спросом у белорусов?
— Если посмотреть статистику за последние три месяца, то первое место за Harley-Davidson XL1200, Electra Glide. Второе — у Honda VTX, VT1100 до $5 000 (2001—2003 г. в.). Далее уже идут Yamaha, Kawasaki и Suzuki. А на четвёртом месте Triumph и BMW.
— Клиенту важна конечная стоимость мотоцикла, а также то, можно ли будет на нём заработать при перепродаже. То есть купить, восстановить, сезон откататься и продать — это идеальный расклад для белорусов. Чаще всего к нам приходят клиенты с запросом привезти байк до $4 000.
Елизавета Костенко
Фото: Алиса Зацаринная
Опубликовано с разрешения av.by