Автобизнес испытывает потрясение за потрясением: санкции, ограничения и запреты вступают в силу буквально каждый день. Мы пообщались с представителями компаний по пригону авто из США, задав им вопросы о будущем этого сегмента рынка, изменениях в работе для них и о том, как перемены отразятся на потребителях. Рассказываем, что узнали.

«БелАукцион-Групп»: «Сами отговариваем заказывать автомобили»

Виталий Скребец — директор ООО «БелАукцион-Групп», одного из немногочисленных белорусских аукционов по продаже автомобилей и других транспортных средств. Его компания также занималась пригоном машин из США. О судьбе и будущем этой сферы у нас накопилось немало вопросов.

— Если смотреть по последнему месяцу, то есть ощущение, будто звонки вообще закончились. Поток клиентов как обрубило. Обращаются единицы — узнать, какая сейчас стоимость автомобилей и следует ли их теперь покупать. Естественно, мы рекомендуем воздержаться от приобретения, — с ходу обрисовывает обстановку Виталий. — В любом случае, когда всё нормализуется, цены не взлетят. Однако не нужно ожидать, что завтра-послезавтра всё вернётся на прежний уровень. Пока наблюдается спад из-за постоянно вводимых новых санкций, и неясно, что принесёт новый день.

— Буквально вчера я общался с человеком, который планировал пригнать себе пикап из США, а в итоге купил авто на каждый день здесь, на нашем вторичном рынке. И так поступают многие. Сейчас люди стараются остаться при деньгах: машину быстро за границу не перевезёшь, а наличность понадобится. Даже насчёт автомобилей из Европы у нас звонки прекратились, — говорит собеседник.

По словам Виталия, в начале марта компания получила сообщение о блокировке учётной записи на американском аукционе Copart.

— Когда юридическое лицо зарегистрировано в Беларуси или России, оно открывает экспортный аккаунт на том или ином аукционе. Вы будете удивлены! В день нашей блокировки пришло уведомление об отключении не только белорусских и российских юридических профилей, но и украинских. Видимо, руководство Copart не очень адекватно оценило ситуацию.

— Конечно, это принесло дополнительные неудобства. К примеру, на Copart есть внутренний аккаунт, куда возвращаются определённые налоги. Их можно использовать, чтобы оплатить покупку автомобиля. Собственно, теперь эти средства тоже заморожены. Страховой аукцион IAAI пока не поступил по аналогии с Copart, чего мы очень опасались. В любом случае сейчас мы не используем белорусские профили, а прибегаем к помощи наших партнёров, зарегистрированных в США.

Хотя Белагропромбанк, «Дабрабыт» и Банк развития подпали под санкции и были отключены от SWIFT, оплатить лот и доставку, по словам нашего собеседника, можно через другие организации.

— Мы недавно делали перевод, и могу сказать, что через некоторые банки оплата пока проходит. На одни наложены ограничения, на другие — нет. Но ещё вопрос в том, что сейчас к санкциям подключилась также американская таможня: не пропускает купленные с белорусских аккаунтов автомобили. У нас есть пара таких машин. Мы занимаемся вопросом их вывоза, поэтому или заберём их, или обратно выставим на аукцион. Пока мы ждём ответ от нашей транспортной компании, которая обещала помочь решить этот вопрос. Все автомобили, выплывшие из порта, пускай после очередей и с определёнными неудобствами, но прибывают в РБ.

— С перевыставлением машины на аукцион есть два нюанса. Если авто будет продано на торгах, что помешает тому же Copart вновь заблокировать вырученные деньги и сам аккаунт? Второй момент — потеря стоимости. Сами понимаете: на повторных торгах не удастся вернуть изначальную сумму затрат. Я вижу смысл в том, чтобы дожидаться каких-то смягчений, после чего вывозить автомобиль.

Как отмечает Виталий Скребец, логистические цепочки и условия доставки пока не изменились, однако происходят задержки в портах и на границе. Всё это — незначительные потери.

— Транспортная компания, с которой мы сотрудничаем, не сообщала об изменениях. Правда, на днях появилась информация, что занимающаяся логистикой W8 Shipping присоединилась к санкциям и отказалась отгружать контейнеры на Клайпеду для адресатов в Беларуси и России. В итоге вопрос решился так: можно оформить груз на гражданина Литвы или Польши, растаможить по нормам ЕС, а после делать что угодно. Естественно, при ввозе такого автомобиля к нам в страну тоже придётся уплатить пошлину — вот и двойное налогообложение.

По словам директора ООО «БелАукцион-Групп», наиболее решительных автолюбителей они отговаривают от опрометчивой покупки.

— Бездумно взять машину — легко. Мы понимаем, что может случиться при худшем раскладе, а человек не всегда осознаёт это. Без шуток: приходится не только отказывать клиентам, но и советовать им не затевать это дело. Мы хотим, чтобы у нас было меньше головной боли, потому что отвечать за отправленные заказчиком деньги всё равно будем мы, — убеждён собеседник.

— Услуги компаний по пригону авто у всех типовые: консультирование, оплата и организация доставки. Уже от руководства самой фирмы зависит, насколько они озабочены судьбой денег своих клиентов. Мы такие вопросы всегда решаем, поэтому сейчас целиком приостановили направление машин из США, — говорит Виталий Скребец. — На моей памяти было три-четыре взлёта и падения автомобильного бизнеса. При каждом кризисе выявлялись компании или комиссионные магазины, которые кидали своих клиентов: срубили бабла и ушли с рынка. Но этот бизнес строится на доверии и репутации. По крайней мере, для нас эти две составляющие очень важны.

Виталий Скребец предполагает, что около 70% автомобилей, которые пригонялись для перепродажи в Россию, сейчас «осядут» на нашем вторичном рынке: «Ford Mustang, Chevrolet Camaro, , Toyota Prius и разных Tesla» будет огромное разнообразие. До этого их забирали россияне не глядя и вывозили автовозами по несколько машин».

— Делать прогнозы о будущем сегмента автомобилей из США непросто, хотя я могу проводить аналогии с прошлыми падениями. Индустрия быстро восстановится, как только произойдёт смягчение санкций. Опять же, при условии сохранения льготной растаможки по 140-му указу. Уберут этот пункт или не будет возможности ввозить продукт в РФ — рынок откатится в 2012 год.

Caromoto.com: «Если закроют границу с ЕС — будем поставлять через Грузию»

Мы также обратились в белорусское представительство компании Caromoto.com, чтобы узнать их взгляд на ограничения и перспективы отрасли.

— Сейчас санкции второстепенны. В первую очередь весь процесс обусловлен спецоперацией в Украине, которая потянула за собой всё новые и новые запреты и лимиты экспортно-импортных операций по купле автомобилей и их оплате. Это негативно повлияло на принятие клиентами решений о том, брать машину в данной ситуации или нет. Многие отказались. Если кратко, то заказы отменены, но оплата проходит, как и раньше, без проблем (за исключением покупателей из РФ). Последнюю неделю стали появляться новые заказы, и мы уже приобретаем для клиентов авто и мотоциклы.

— Пока проблем с доставкой нет. Поскольку появилась информация о принятии очередного пакета санкций в части запрета деятельности транспортных компаний РБ и РФ на территории ЕС, образуются дополнительные сложности в доставке авто из Клайпеды в Минск. Это решается сотрудничеством лишь с литовскими или польскими перевозчиками (мы и так пользуемся только их услугами), — уточняют представители Caromoto. — Плюс ко всему запрет не касается физических лиц — они смогут самостоятельно забрать авто, тем более с 3 апреля открыли наземные границы Беларуси.

— У многих посредников, оказывающих услуги по пригону авто из США, аккаунты были зарегистрированы на белорусских и российских пользователей. Аукционы приняли решение о блокировке таких учётных записей, а также техники и денежных средств, которые на них оформлены. Получается, клиенты купили машины, отправили на аукцион деньги, но остались без них и техники. В выигрышной ситуации оказались те компании, у которых аккаунт зарегистрирован на американского пользователя (например, как у нас).

— Клиент по-прежнему имеет возможность оплатить выигранный лот: SWIFT-перевод, которым все пользовались ранее, никто не отменял. Можно сказать, что ограничения этой сферы не коснулись. В случае отказа от оплаты лота участник аукциона должен внести штраф за его возврат на аукцион. На Copart эта сумма составляет $600, но не менее 10% от стоимости лота, на IAAI штраф зависит от условий работы с данным аукционом. Для нашей компании особые условия при возврате техники — $300 независимо от стоимости лота.

— Сейчас логистика никак не изменилась. Вся техника прибывает в Клайпеду, откуда доставляется в Минск. При этом у некоторых посредников возникли сложности с отправлением контейнеров: морские линии, ссылаясь на введённые санкции, отказываются отдавать контейнеры на доставку в Беларусь, разрешая только выгружать их в Клайпеде и отправлять автовозом. Выгрузка, простой в очереди в её ожидании, отсутствие мест в порту Клайпеды и платное перемещение на другие стоянки (как необходимость) — дополнительные издержки. У нас нет проблем с отдачей контейнеров и простоями: если техника отправлена подобным образом в Минск, так и дойдёт. Есть проработанные пути более дорогой доставки через Грузию — на случай, если будут закрыты границы с ЕС.

Представитель компании также ответил, как изменился спрос на хиты последних лет вроде Chevrolet Malibu, Ford Escape или Fusion.

— Появилась одна тенденция — сильно подешевели автомобили премиум-сегмента: BMW Х5 и Х7, Audi Q7, Mercedes-Benz из G-Class. Поэтому те, кто мечтал о подобных авто, сейчас пробуют выкупить их по хорошей цене.

— «Фьюжн» и «Эскейп» стали брать меньше из-за вопросов с растаможкой 1,5-литрового дигателя. Известная проблема последнего времени — дилер указывает, что объём двигателя больше 1,5 литра, поэтому растаможка уже не такая и выгодная. Много заказывают «Шевроле Малибу» и особенно «Эквинокс». Электрокары стали покупать значительно меньше из-за введения таможенных пошлин и 20% на электромобили старше 5 лет (с 1 марта 2022 года). Правда, 17 марта снова принято решение ЕЭК об отмене таможенных пошлин и введены ежегодные квоты на ввоз электромобилей для каждой страны. Обстановка стабилизируется, и, думаю, электротранспорт опять начнут приобретать.

— С учётом появления у нас новых клиентов, возврата старых и уже свершившихся первых покупок через два-три месяца всё должно стать на свои места, то есть оказаться на том уровне, какой был до 24 февраля, — предполагает собеседник. — Зависит от того, как скоро разрешится конфликт в Украине. Если не скоро, а границы закроют и введутся очередные санкции — техника поедет в ту же Грузию, но, естественно, доставка будет дороже.

В момент подготовки материала вступил в силу очередной пакет санкций. Он подразумевает запрет деятельности белорусских и российских транспортных организаций на территории ЕС.

— Посредники в основном пользуются услугами именно таких фирм. Выход один — доставлять через европейские компании. При этом сохраняется вероятность, что белорусские власти введут ответные санкции и запретят деятельность транспортных организаций ЕС на территории Беларуси. Наши белорусские или российские перевозчики могут зарегистрировать юридическое лицо или в ЕС (с этим сейчас есть сложности), или в Казахстане, или в другой близлежащей стране. Но здесь важно понимать: цены на услуги доставки точно вырастут, — подчеркнул собеседник.


Ян Богданович 

Фото: Алиса Зацаринная

 

Опубликовано с разрешения av.by

 



 
 
 

Добавить комментарий