Белорусы уже восьмой год с ностальгией вспоминают прежние «сладкие» годы и клянут неподъемные таможенные пошлины, введенные в 2011 году. Многолитровые моторы, отличающиеся большими расходами топлива, тем более остались в прошлом, покинув след в сердцах фанатов «настоящей» Америки. Однако недавний указ № 140, касающийся льготной растаможки, перевернул все с ног на голову. Под прицелом белорусов оказались Mercedes, BMW, Audi с объемами моторов 2,0-3,5 литра, а также гибриды, электрокары и даже спорткары Chevrolet Camaro и Ford Mustang.
Об этих моделях белорусы забыли в силу грабительских пошлин, однако сейчас — другое дело. Некоторые категории граждан на законных основаниях имеют право раз в год ввозить в Беларусь автомобили из-за границы по сниженным на 50% таможенным пошлинам. Практически сразу в нашу страну стали активно везти и растаможивать по льготным тарифам «американцев» с большими (и не только) объемами двигателей, так как разница в цене на этих экземплярах наиболее ощутима.
Виталий Скребец |
Наш постоянный эксперт Виталий Скребец, который оказывает услуги по подбору и доставке автомобилей из США, подтверждает, что поток автомобилей, которые растаможивают с 50%-ным возмещением, за последние 2 месяца заметно увеличился. При этом вместо ранее популярных Ford Fusion и Chevrolet Cruze с объемом двигателя 1,5 литра белорусы замахнулись на премиальные марки и моторы от 2 литров и выше! Сегодня рассказываем, какие модели и за сколько покупают в США благодаря 140-ому указу.
Теперь белорусы положили глаз на Ford Mustang и Tesla
Еще в прошлом году заговорили о том, что седаны и кроссоверы американской сборки со скромными объемами турбодвигателей стали возвращаться в Беларусь. Ford Fusion — большой седан с хорошим набором опций — ожидаемо стал среди них бестселлером. Однако недавние изменения в законодательстве расставили приоритеты по-своему.
Виталий считает, что значительно сэкономить получится только с изначально дорогими моделями или автомобилями с двигателями от 2,0 литра и выше. На «проходных» 3-5-летних экземплярах с 1,5-литровым мотором экономия составит 1 275 евро, поэтому сегодня мы сознательно исключим их из нашего списка и рассмотрим автомобили с солидными объемами двигателей. Тем более в США таких моделей — превеликое множество, да и опционально машины с большими агрегатами зачастую оснащены гораздо лучше, нежели малолитражки.
Среди них, например, Toyota Sienna как лакомый кусочек для многодетной семьи. Чтобы растаможить американский минивэн с 3,5-литровым шестицилиндровым V-образным бензиновым мотором, раньше нужно было заплатить 12 600 евро, а с 50%-ой скидкой это составит 6 300 евро.
Возьмем для примера Sienna 2017 года выпуска с пробегом почти 60 тысяч миль, которая вместе с аукционной ценой, доставкой, стоимостью восстановления и с учетом льготной растаможки обойдется в 25 000 долларов (здесь и далее цены будут указываться со всеми расходами и 50%-ой скидкой на таможенные пошлины. — Прим. ред.). Таких предложений на белорусском рынке немного, на нашем сайте самый свежий экземпляр 2015 г. в. отдают за $35 000.
Понятное дело, во всех случаях речь будет идти про аварийные машины (а иначе невыгодно их покупать и растаможивать), которые здесь восстанавливают. Поэтому чем больше дисконт, тем больше и запас по деньгам, которые можно использовать для ремонта авто. Риски, конечно же, есть, но они минимальные. Благодаря существующим на американском рынке базам данных CarFax и Autocheck можно проверить актуальность пробега, прозрачность истории обслуживания и эксплуатации, а также увидеть реальное фото автомобиля после ДТП.
По словам Виталия, американское направление сейчас оживилось. «С момента выхода указа № 140 количество Ford Fusion и других малолитражных автомобилей из США сократилось, зато больше стали заказывать Mazda CX-5, Mercedes и BMW с большими объемами, Ford Mustang — это тоже ходовая позиция, — отмечает в разговоре эксперт. — Если раньше они проскакивали редко, раз-два в месяц, то сейчас каждую неделю просят привезти какие-нибудь интересные модели. Взять хотя бы ту же Toyota Sienna для многодетной семьи: на растаможке этого минивэна можно сэкономить 7 000 долларов. Согласитесь, это солидные деньги».
По льготным тарифам и с явным дисконтом по сравнению с предложениями на белорусском рынке можно также привезти полноприводный Kia Sorento 2016 года с двухлитровым турбомотором и «заряженный» Ford Explorer аналогичного года выпуска, оснащенный 2,3-литровым двигателем. По расчетам, первый экземпляр обойдется в $15 000, тогда как аналогичные модели у нас оцениваются в $26-27 тысяч.
Второй оценили уже в $19 тысяч, хотя точно такие же варианты на белорусском рынке начинаются от $29 000. Вывод напрашивается сам собой: в обоих случаях разница в цене между пригнанным под льготу и представленным в РБ вариантом составит примерно 10 тысяч долларов.
Больше объем мотора — больше выгода
За два месяца, что действует новый указ, мы не раз бывали на рынке и общались с продавцами и перегонщиками. Поскольку никаких ограничений на обращение с ввезенным по сниженным вдвое пошлинам авто пока не предусматривается, а у большинства многодетных и инвалидов на машину попросту нет денег, многие предполагают, что они могут этим воспользоваться. Правда, в личных разговорах перекупщики категорически отрицают, что будут оформлять машины на многодетных и инвалидов. Наоборот, продавцы утверждают обратное: льготники сами предлагают свои услуги по оформлению, желая заработать «условные 500 долларов».
Виталий Скребец помогает купить и доставить автомобиль в Беларусь, поэтому каким образом распорядятся им после оформления, это уже личное дело каждого покупателя. «Недавно один из моих клиентов привез Chevrolet Malibu и столкнулся с ужесточением процедуры таможенного оформления, когда решил действовать по доверенности от лица своего родственника-инвалида, — упоминает эксперт. — В "Белтаможсервисе" потребовали доверенность с указанием степени родства, и этот вопрос удалось решить только с помощью таможенного агента».
Как правило, минивэны и джипы с тремя рядами сидений по льготной растаможке покупают многодетные семьи, а если у кого-то есть родственники из числа инвалидов, то в семью могут пригнать седан, кроссовер или универсал. Поскольку появилась возможность растаможить авто за полцены, то заказывают максимально «упакованные» версии и с объемами моторов 2,0-3,5 литра: чем он больше, тем выгоднее покупка.
Допустим, Honda Accord 2016 года с 2,4-литровым мотором и в хорошей комплектации специалист оценил в $15 000, тогда как у нас более «бедные» версии начинаются от $22 тысяч. «Плюс ко всему у нее оригинальный пробег (37,5 тыс. миль), а ремонт обойдется в 1 500 долларов», — заостряет внимание Виталий.
Немецкая «тройка» тоже в поле зрения тех, кто давно хотел, но не мог привезти желанные модели из-за «дорогой» растаможки. По сниженным вдвое пошлинам открылись возможности для покупки BMW X6, Mercedes-Benz GL и Audi A6. Считаем: «Икс Шестой» 2015 года в топовой комплектации с трехлитровым мотором обойдется «под ключ» в 30 тысяч долларов против $43 тыс. — во столько оценивается самый дешевый X6 на нашем рынке.
По Mercedes-Benz GL вводные данные такие: 2016 год, мотор объемом 3,0 литра, АКПП. Цена — $36 500. Поскольку повреждения у внедорожника из Калифорнии минимальные, то дисконт с аналогичной моделью на рынке не такой большой, но благодаря льготной растаможке он все-таки есть — в пределах $6-7 тысяч. С Audi A6 такого же года, но с двигателем объемом 2,0 можно рассчитывать примерно на $17 850, так что разница с нашим рынком составит примерно столько же.
«Тройка» BMW GT 2015 года с двухлитровым мотором и АКПП будет стоить $16 000, тогда как на нашем рынке таких вариантов раз, два и обчелся. Один из представленных экземпляров продается за $27 500.
«Подешевевшая» для некоторых растаможка позволяет побороться на аукционах за те модели, которые на протяжении последних 8 лет почти никто не заказывал. Например, ту же Mazda CX-5 с 2,5-литровым мотором еще до апреля 2019 года было дорого растаможивать, а теперь льготники могут смело рассматривать такой вариант к покупке. Было — 7 500 евро, стало — 3 750 евро.
Электрокары и гибриды тоже попали под прицел из-за льготной растаможки
Слабо верится, но инвалиды или многодетные семьи (именно эти категории граждан имеют право на вдвое сниженные таможенные пошлины) приобретают даже гибриды и электрокары. Из недавно купленных и растаможенных можно упомянуть Tesla Model S 2016 года и годовалую Model 3. Первая обойдется в $30 тысяч, а самая дешевая модель «Теслы» — в 27 000 долларов.
Конечно, ремонт электрокаров в Беларуси стоит немалых денег, но даже с учетом восстановления дисконт (аж в два раза) выглядит крайне привлекательным. Да и что заставит автолюбителей посмотреть в сторону EV-автомобилей, как не сниженная растаможка?
В подтверждение этому Виталий рассказывает, что по льготным тарифам покупают, например, BMW i3 2015 года, который со всеми расходами, платежами и ремонтом встанет в $16 тысяч против 25 тысяч долларов, за которые эти машины продаются на белорусском рынке.
С гибридным Lexus ES 2016 года с 2,5-литровым мотором ситуация немного другая: такой вариант из США обойдется в $23 100. Правда, его не с чем сравнить, так как на нашем рынке в продаже таких машин нет. Но даже если посмотреть бензиновые аналоги, которые стоят дешевле гибридных версий, то самый недорогой экземпляр выставлен за $25 300.
Самые смелые замахиваются даже на спорткары вроде Chevrolet Camaro и Ford Mustang. По словам Виталия, их тоже приобретают, рассчитывая на 50%-ое возмещение пошлины. Так, Mustang 2015 года с 2,3-литровым мотором обойдется белорусам в $16 500 вместо $24 000 у нас. Разница не такая космическая, но все равно, когда есть возможность сократить платеж, то почему бы этим не воспользоваться? Или, покупая трехлетний Camaro 2016 г. в. с двухлитровым мотором, можно уложиться до 15 тысяч долларов и сэкономить на разнице в ценах уже $10 тысяч! Правда, в то, что многодетные или инвалиды привозят спорткар для себя, никто не поверит. А вот будут ли как-то проверять этот момент госорганы, пока непонятно.
«В любом случае последствия этого указа для нашего рынка, скорее всего, положительные: во-первых, рынок наполнится новыми моделями свежих годов выпуска, которые укладываются в экологические нормы. Во-вторых, белорусы обратили внимание на машины с моторами от 2 литров», — считает Виталий.
**
Факт очевиден: с новым указом открылись возможности для ввоза в Беларусь многих интересных и дефицитных моделей. Кроме того, льготная растаможка повышает привлекательность автомобилей именно с моторами объемом 2,0-3,5 литра. Понятно, что эти машины изначально стоят дороже, но и выгода на них с учетом 50%-ой скидки будет больше по сравнению с аналогичными предложениями на рынке.
Каким же будет поток автомобилей из США и Европы и насколько глобально это отразится на нашем рынке, пока сказать сложно. Не исключено, что те модели, которые были ввезены и растаможены до принятия указа, подешевеют. А вот на дилеров это повлияет в меньшей степени. Что касается рынка новых автомобилей, то эксперты считают, что их продолжат покупать так же, как и раньше (благодаря кредиту и лизингу, которые делают покупку новой машины более выгодной и предпочтительной).
av.by выражает благодарность компании ООО «БелАукцион-ГРУПП» за помощь в подготовке материала
Алина Вислоус
Фото: архив av.by, из открытых источников
Опубликовано с разрешения av.by