Вот три причины, почему подержанные автомобили из США могут быть вновь интересны белорусам. Во-первых, американские аналоги стоят существенно дешевле «европейцев». Во-вторых, эра малообъемных двигателей невольно сыграла на руку: многие интересные модели стали проходными по нашему законодательству. А в-третьих, месяц назад неожиданно были смягчены условия растаможки. Наш читатель рассказывает о своем опыте приобретения «американца»: «Честно говоря, я сначала даже не рассматривал покупку автомобиля из США по многим причинам. Нужно было смириться, что это будет „биток“. Смущали длительное ожидание и сложная логистика. К тому же ходили слухи об обязательной установке устройства ЭРА-ГЛОНАСС и получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. Впрочем, все обошлось...»


Муки выбора. Почему не подошел европейский вариант?

 

Прошлый автомобиль (некогда купленная «десятилетка» из Европы) находился в моем пользовании в течение 13 лет. Как настоящий зануда, я обслуживал его крайне дотошно: обязательная замена масла раз в полгода, при подозрительных стуках и визгах сразу отправлялся к проверенному мастеру, не экономил на расходниках. Огромной статьей расходов стало поддержание в хорошем состоянии кузова. Я не ждал появления «жуков» и при малейшем вздутии краски инициировал лакопокрасочные работы.

После выставления объявления машина «ушла» за три дня. Некоторые скажут — повезло кому-то. А мне было крайне важно, чтобы у покупателя осталось хорошее впечатление и никто не поминал плохим словом. Карма, знаете ли...

 

 

Однажды настал день, когда я понял, что вкладываю в автомобиль слишком много, к тому же следовало повысить уровень безопасности (в прежней Toyota не было даже ABS). Да и финансово я уже созрел к покупке.

С детства не люблю комбайны и тракторы. Зато мне всегда нравились компактные машины — хетчбэки и микровэны. Также одним из главных критериев выбора был объем двигателя — не более 1,5 литра (чтобы попасть в более мягкие условия растаможки).

Белорусскую любовь к избыточным размерам подавил прагматичными рассуждениями: если однажды придется перевезти стройматериалы или холодильник, то проще нанять службу доставки, а не возить из-за этого призрачного случая лишний объем за спиной.

Поскольку предыдущая Toyota служила верой и правдой, то изначально нацеливался именно на эту марку. Идеально подошел бы Yaris третьего поколения, у которого есть гибридная версия (после рестайлинга). Дело не в экономии: хотелось приносить как можно меньше вреда окружающей среде.

Однако рассматривал и другие автомобили, распространенные в Европе, — Audi A1, Opel Corsa и Astra, Renault Clio и Megane.

В течение месяца с консультантом оценивал различные варианты одного из популярных европейских аукционов. Не могу назвать себя капризным человеком, но что-то постоянно не устраивало: то объем двигателя, то «стаж» работы на курьерскую службу, то многочисленные мелкие дефекты кузова. А главным останавливающим фактором была цена: стоимость гибридного Yaris с «автоматом» стартовала от 8—9 тысяч евро, на Audi A1 — от 10—11 тысяч евро. Прибавьте еще сумму доставки до Вильнюса (условие поставщика) в 400 евро и растаможку.

Чем дальше, тем лучше я понимал: это имеет все меньший экономический смысл. Проще было купить новый «бюджетник» российской сборки.

«Американец»? Преимущества и недостатки

 

В общем, за месяц тщетных поисков я созрел к альтернативному решению. Мне и раньше предлагали купить автомобиль из Америки, но сразу я решительно отверг эту идею по нескольким причинам. Во-первых, имело смысл приобретать только поврежденную машину. Логика такая: если транспортное средство «пострадало» в ДТП, значит, как минимум было на ходу, а следовательно, подвеска и мотор будут в более-менее приличном состоянии.

Как мне объяснили, заказывать услугу по диагностике не имеет никакого смысла. Говорят, проводят ее формально — сказывается отношение американцев к автомобилям. Это означало, что придется гадать по фотографиям, а я к этому был не готов.

Во-вторых, пришлось бы долго ждать машину. А за месяц-два в законодательном плане может многое измениться. Повторюсь, ходили усиленные слухи о том, что автомобиль не поставят на учет без устройства ЭРА-ГЛОНАСС. Но даже не это пугало больше всего. Говорили, будто с 2019 года придется получать свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

Никто до сих пор четко не пояснил глубинное значение этой процедуры и то, как она будет проходить. Злые языки утверждали, что без больших доработок у «американцев» нет шансов получить свидетельство.

В-третьих, смущала доступность запчастей: неужели все придется заказывать из-за океана?

Однако были у варианта из США и безусловные плюсы. Цены на аукционах поврежденных машин очень привлекательные, выбор большой, комплектации лучше, чем в Европе (американцы любят комфорт).

В конце концов меня уговорили. Заверили, что логистическая схема по доставке автомобиля налаженная, да и запчасти легко заказать из любой точки мира. До возможного введения законодательных «новшеств» оставалось время, и я решил рискнуть. Было начало октября 2018-го...

Последним аргументом стали фотографии машины, на которую мне предложили взглянуть. Это был американский аналог «яриса» — Toyota Prius C (2014 г. в.). Вообще-то красный цвет я не очень люблю, но этот хетчбэк почему-то сразу приглянулся. Стартовая цена составляла всего $3000. Это окончательно подкупило: вы представляете такие цены в Беларуси?

 

 

Конечно, прежде чем я принял принципиальное решение об участии в торгах, каждый миллиметр снимков, предоставленных аукционом, был детально изучен. Кузовщики оценили ремонт заднего левого крыла, доставщики запчастей назвали сумму за бампер и задний фонарь. По Carfax пробили историю автомобиля: все чисто.

Наступил день торгов. Сам я в онлайн-аукционах никогда не участвовал и тонкостей не знал. Сначала участники делают предварительные ставки, которые видны всем. За несколько часов до начала торгов цена повысилась до $3425. Затем начался «живой» этап, когда нужно играть самому, но ставки других не видны.

Я считал, что достаточно указать сумму в $4000. Но специалист, который консультировал на протяжении всей сделки и собаку съел на таких торгах, посоветовал повысить ставку до $4300.

Логика такая: ближайшая круглая сумма — это своеобразный ориентир, на который равняются участники аукциона, по привычке прибавляя кто $10, кто $50. Чтобы выиграть, требовалось превысить их ставки. Психология... И наша ставка выиграла!

Затем оставалось суммировать цены. К $4300 предстояло прибавить сборы — аукционный (составил $450), сервисный ($59) и интернет-платеж (в $89 вошла сумма за пользование лицензионным программным обеспечением и пр.). Итого — $4898.

 

 

Путь автомобиля до Минска состоял из трех этапов: сначала на эвакуаторе до ближайшего порта — в Хьюстоне (изначально машина находилась в Техасе), затем на пароме до Клайпеды, а потом уже наземным транспортом до Минска.

Доставка до Литвы стоила $1000. В эту сумму вошли услуги американских эвакуаторщиков и перевозка на пароме. А также плата за перевод денег.

После того как автомобиль доставили в Хьюстон, прислали фотоотчет. Мол, в каком виде погрузили на эвакуатор, в таком и привезли в конечную точку. Сервис!

 

 

Оформление в Клайпеде и доставка до Минска обошлись в 190 евро и 600 рублей соответственно. Нельзя забывать и о стоимости услуг белорусской компании, которая оказывала всяческую помощь в подборе варианта и сопровождении сделки.

Претензий к ребятам никаких нет: на многочисленные вопросы отвечали оперативно, помогали найти поставщиков запчастей, предоставляли полный спектр информации на каждом этапе. Свои 600 рублей отработали сполна...

Трудности доставки. Что делали голландцы?

Оставалось запастись терпением и ждать. При оптимистичном сценарии автомобиль должны были доставить к концу ноября — началу декабря. В таком случае я бы успел на скорую руку привести машину в порядок, поставить на учет (с поврежденным крылом был риск получить отказ в ГАИ), а впоследствии уже спокойно заниматься восстановлением.

Регулярно отслеживал передвижение груза на сайте владельца парома. Хронология была такой: 9 октября автомобиль выигран на аукционе, через пару дней доставлен в порт Хьюстона. Только 9 ноября погружен на паром. Но уже 28 ноября привезен в Роттердам.

Что происходило потом — загадка... Система прогнозировала прибытие в Клайпеду в начале декабря. Однако дата все смещалась и смещалась. В конце концов удалось выяснить, что машина «застряла» в Голландии.

Для сравнения: из Хьюстона до Роттердама автомобиль доставили за 19 дней. И еще столько же он прождал в Нидерландах!

 

 

По мере приближения Нового года росло волнение. Поставщик, который должен был доставить машину из Клайпеды в Минск, предупреждал: «В конце декабря Европа не работает, Кристмас...» Становилось все более очевидным, что до 1 января поставить на учет автомобиль я просто не успею. Благо разговоры о введении «новшеств» (ЭРА-ГЛОНАСС и СБКТС) тоже поутихли.

Долгожданный звонок раздался за три дня до Нового года: «Ваша машинка в Колядичах, приезжайте растаможивать...» Через час я уже искал нужное здание на ул. Бабушкина.

Растаможка. Утильсбор и прочие расходы

Один из несомненных плюсов приобретения «американца» в том, что «транши» разнесены во времени. После оплаты самого автомобиля и доставки у меня было время, чтобы снова собраться с финансовыми силами. На отдельную банковскую карточку откладывал нужную сумму. Боже, как же сложно было потом разом расстаться со сбережениями!

Поскольку объем двигателя — 1,5 литра, то растаможка составила 2550 евро (6236 рублей). Тут никаких неожиданностей. Плюс 120 рублей предстояло перевести в качестве таможенного сбора. Еще в 742 рубля обошелся утильсбор.

Образовались дополнительные расходы (куда ж без них!). Например, за размещение автовоза и хранение моей машины (в счет-договоре указаны именно такие услуги) я заплатил около 30 рублей. За услуги таможенного декларанта — еще 60 рублей.

 

 

После оплаты меня отправили на склад временного хранения, где нужно было сделать фото VIN-номера для декларанта. Вроде бы формальность, но я ведь так долго ждал этого момента — поэтому вприпрыжку побежал по слякоти к красному хетчбэку, который заметно выделялся габаритами (в меньшую сторону) и цветом (в большую сторону) среди остальных «американцев».

По дороге обратил внимание на количество автомобилей, ожидавших «растаможки». Удивлению не было предела: не один я такой умный решил заказать машину из США! По совпадению в тот же день в Беларусь прибыла первая Tesla Model 3: ее доставили на том же автовозе, что и мой скромный «приус цэ».

 

 

Бегло осмотрел автомобиль. Несмотря на то, что он весь был покрыт слоем техасского песка, в целом увиденным остался доволен. Никаких неприятных сюрпризов. Даже обломки старого бампера заботливо засунули в салон, дескать, нам чужого не надо.

 

 

Машину, говоря языком таможенников, выпустили в свободное обращение на следующий день. К представителям органов никаких вопросов — сработали довольно четко. Наконец автомобиль поступил в мое распоряжение. К моему удивлению двигатель завелся сразу же. Первые метры я проехал за рулем своего «приус цэ» по дороге на эвакуатор.

Очевидно было, что ехать на такой машине по городу небезопасно: были установлены летние шины, колеса держались на двух болтах, а в радиатор был залит антифриз, не предусмотренный для наших климатических условий. Но я находился в эйфории: лучшего подарка на Новый год не придумаешь.

 

 

 

Тогда же удалось в спокойной обстановке рассмотреть автомобиль. В салоне обнаружилась куча песка, пара монет, ключи от шкафчика в Walmart (сеть супермаркетов в США), пара невскрытых писем и копии документов предыдущей владелицы.

Такое чувство, что американцы, попадая в более-менее серьезную аварию, просто выходят из машины, ловят «убер» и уезжают, оставляя все как есть. А может, так и надо?

 

 

Ремонт крыла, покраска и первые сложности

Toyota Prius C — это совсем другой «приус», нежели мы привыкли видеть на улицах и дорогах Беларуси. Он меньше, дешевле и дважды признавался самым экономичным серийным автомобилем в мире (до и после рестайлинга). В Японии эта модель известна под названием Aqua. Редкость машины означала сложности в поиске запчастей.

Пока ожидал доставки автомобиля, успел заказать задний фонарь и бампер, а также приобрел зимние шины. Заранее договорился с кузовщиком и маляром, и они были наготове. Так сказать, подготовился по максимуму.

Однако всего не предусмотришь. По аукционным фотографиям было очевидно, что придется решать проблему с колесами: сзади стояла запаска — не просто же так! Один диск оказался сильно поврежденным. На шиномонтаже были непреклонны: на нем можно проехать лишь две-три сотни километров, причем очень аккуратно.

 

 

Попытки найти новые диски нужного размера ни к чему не привели. Всплыли первые особенности эксплуатации редкого «американца»!

Здорово выручила «Барахолка», где я разместил объявление. Буквально через полчаса со мной связался предприниматель, который возит колеса из Европы. У него нашлись диски практически тех же размеров, что и оригинальные. На всякий случай проконсультировался на Drive2.ru с владельцами аналогичных автомобилей. Те успокоили меня и посоветовали брать предложенные диски. Бэушные штамповки обошлись в 200 рублей.

Тем временем шла активная работа по восстановлению кузова: вмятина оказалась неприятной, металл сжался в гармошку. Осложнялось все тем, что удар пришелся в сторону, где находится бензобак. Но люди у нас с золотыми руками! Примерно через полторы недели автомобиль был приведен в состояние, в котором его можно было поставить на учет в ГАИ: задний фонарь установлен, бампер покрашен, крыло вытянуто, диски с зимними шинами прикручены...

 

 

Колпак (на фото отсутствует) был поврежден в американском ДТП. Интереса ради решил купить оригинальный. Заказал из Владивостока. Дошел за месяц. Самая большая статья расходов — доставка (около 30 рублей)

Правда, возникли неожиданные сложности с пластиковой мелочовкой: несколько креплений были повреждены, требовался подкрылок и пр. Сейчас это можно распечатать на 3D-принтере. Но пришлось заказывать детальки из России, и шли они около месяца. Впрочем, это ничуть не помешало основным работам.

Прежде чем отправиться на площадку ГАИ, я отвез автомобиль на диагностику. Там же были заменены все технические жидкости. Из неисправностей обнаружилось лишь повреждение пыльника (кстати, подошел от Toyota Corolla).

Вероятно, после удара в заднюю часть машину отбросило в бордюр, в который она врезалась передним правым колесом. Отсюда невосстановимый диск и поврежденный пыльник.

Постановка в ГАИ. Тонировка? Что?

Затем предстояло поставить автомобиль на учет. Занял очередь в семь утра и был в первой пятерке. Чинно прождал около двух часов. А когда подошли сотрудники ГАИ, сразу же заметили: «Так у вас тонировка — снимайте...» Как же я не учел этот нюанс! Даже в голову не пришло, что это затемненная пленка, а не стекла...

 

 

Было обидно, пришлось срочно ехать к маляру в гараж и с феном отклеивать пленку. Несмотря на отсутствие у меня опыта в подобных работах, на все ушло около часа.

А когда вернулся на площадку ГАИ, оказалось, что очереди нет. Еще пару часов заняла сверка номеров и подача документов. Зато теперь машина была полностью легализована. Оставалось снова загнать ее к малярам, чтобы придать кузову окончательный внешний вид.

Адаптация к белорусским условиям

Далее предстоял длительный этап, который я условно называю «адаптация к климатическим, законодательным и иным условиям Беларуси». В частности, обработал днище и скрытые полости антикоррозионным покрытием, установил сзади парктроник, в салоне — регистратор и подогрев задних сидений, заказал коврики. Позже решил заменить пусковой аккумулятор (ни за что не догадаетесь, где он расположен — под задним сиденьем!).

 

 

В машине люблю слушать музыку, поэтому инвестировал в акустическую систему. Заменил штатные динамики и установил головное устройство Alpine. Самым сложным, разумеется, было заказать переходную рамку. Кусок пластика шел три недели!

Кузову традиционно уделяю большое внимание. После покраски и полировки решил нанести антигравийную пленку: на край крыши, стойки, зеркала, передние фары, в районе ручек, арок и т. д.

 

 

Также из России через интернет заказал всякую мелочевку вроде ветровиков и брызговиков. Маленькие вещи, которые делают нашу жизнь лучше.

На лето купил литые диски и шины у того же предпринимателя с «Барахолки». Подсчитал, что так будет гораздо выгоднее, нежели заказывать их в Литве или России.

 

 

Самой авантюрной затеей оказалась адаптация электроники под актуальную для нас систему измерений. С климатической установкой, которая ориентировалась исключительно на шкалу Фаренгейта, еще можно было смириться. Но то, что спидометр показывал скорость в милях, очень сбивало с толку.

— Мы сожгли «приборку»... — позвонили с сервиса, куда я обратился. — Не беспокойтесь, для вас ничего не меняется — блок мы закажем сами. Вам придется оплатить только услугу по перепрошивке, как и договаривались.

Я прекрасно понимал, что операция по замене ПО рискованная, поэтому скандалов и истерик не устраивал. А сотрудники СТО, к их чести, выполнили обещание. Правда, около месяца пришлось ездить с белым экраном.

 

 

Последним пунктом проекта «Красный „американец“» стало прохождение техосмотра. А там случилось то, чего я совсем не ожидал. Многие, должно быть, в курсе: с первого раза пройти ТО не удалось, так как спереди был установлен квадратный номер.

По мнению сотрудников станции диагностики, это не соответствует стандартам.

Пришлось выкручиваться и хитрить, меняя местами «квадрат» с «прямоугольником». Передний номер все равно смотрится так себе, но принципиально перевешивать знаки я не собираюсь: пусть будет «по законодательству».

 

 


Несмотря на прогнозируемые риски, полученным результатом я доволен. Примерно в эту же сумму мне бы обошелся новый «бюджетник» российской сборки. Но разве подарил бы он мне такие эмоции? Особо хочу отметить мягкий ход, чрезвычайно низкий расход топлива (на заправку заезжаю два раза в месяц) и необычный экстерьер. Так что если меня спросят «Стоило ли это того?», я отвечу не задумываясь...

 

 


 

Источник: Александр Марченков. Фото: Максим Малиновский, Влад Борисевич.

 

Опубликовано с разрешения www.onliner.by


 


 
 
 

Добавить комментарий