Наивно полагать, что в Беларуси 90% личного транспорта из разряда «не бит, не крашен»: многие из машин побывали в мелких или крупных ДТП, но это не значит, что нужно навешивать на них ярлык «не продастся». Уже не раз говорилось о том, что покупка аварийного экземпляра — это не табу, и все зависит в первую очередь от цены и качества проведенных работ. Правда, в некоторых случаях покупка битой машины может не на шутку испортить жизнь новому владельцу, который узнал о ее аварийном прошлом уже постфактум.
Наш сегодняшний герой Иван купил в прошлом году Audi A6 2011 года с 3,0-литровым мотором и заявленным пробегом 120 км. Изначально выбирал между Volkswagen и Audi, как самыми популярными народными марками. «Audi — это королева дорог», — лаконично объясняет свой выбор Иван. Как только он увидел объявление о продаже подходящей модели, сразу поехал смотреть. Было заметно, что авто побывало в ДТП, разглядел и место удара, но мужчина подумал — ладно: машина сама по себе неплохая, к тому же просят за нее 15 тысяч долларов вместо $18, за которые тогда предлагались аналогичные экземпляры на рынке. На пару с ним приехал и диагност, подключил авто к компьютеру, в результате чего обнаружилась только одна ошибка по датчику лямбда-зонда.
Не отворотили Ивана от покупки как внешние следы удара в переднюю часть, так и скупая информация о машине — уж по слишком приятной цене ее хотели отдать. Не смутила и тихо брошенная продавцом фраза кому-то по телефону: «Если продам, напьюсь». Только потом, когда вскроется шокирующая правда, станет понятно: машину еще до него хорошенько ударили, с минимальными затратами отремонтировали и отправили в люди.
А узнать правду помог непредвиденный случай. «Когда после покупки перегонял машину домой, на трассе сбил крупного зайца, который снес бампер, после чего я увидел во всей красе, что скрывается под внешним лоском: все буквально висело на винтиках и болтиках. Стало очевидно, что все было сделано для скорой продажи, а на самом деле машина находится в удручающем состоянии. Продавец об этом умолчал, а я даже не предполагал, что она потребует больших вложений», — вспоминает судьбоносный инцидент Иван.
А ведь продавец и словом не обмолвился о прошлой истории автомобиля, ссылаясь на то, что машину ему подарил отец, а сейчас ее нужно как можно скорее продать. После покупки Иван все-таки стал копать глубже и, так как являлся участником интернет-аукциона (прим. ООО «БелАукцион-ГРУПП»), решил проверить и там — и вправду, она когда-то продавалась в аварийном состоянии и ушла с молотка на электронных торгах за 7 тысяч по тогдашнему курсу.
Конечно, мужчина догадывался о том, что машина побывала в ДТП, только совсем не ожидал, что масштабы повреждений окажутся настолько огромными. «Я был просто поражен», — так отреагировал Иван, когда увидел фотографии своей 5-летней Audi после ДТП. Эта новость чуть ли не стала жизненным нокаутом, но владелец собрался с духом, подсчитал финансы и стал приводить авто в порядок: заменил свечи, лямбда-зонды, убрал все ошибки, а также заменил верхние и нижние рычаги передней подвески, радиатор и вентиляторы охлаждения, оптику и многое-многое другое.
Кроме того, пришлось перекрашивать крылья, капот, восстанавливать трещины на бампере и тоже его перекрашивать, поменять переднюю правую полуось. Обнаружились и технические нюансы по мелочи, которые также устранялись силами гаражников. В общем, список вышел внушительный, а общая сумма затрат составила примерно 3-4 тысячи долларов за 2 месяца.
По мнению Ивана, еще одно «отягчающее» обстоятельство — информация о том, в каком состоянии автомобиль находился после ДТП и был ранее выставлен на продажу на сайте интернет-аукциона, находится в открытом доступе. Оказывается, ранее, когда эта Audi еще продавалась на аукционе, он обращал на нее внимание, но и представить не мог, что спустя какое-то время купит этот же, но уже кем-то восстановленный экземпляр. «Даже нашел в продаже колеса от этой модели на лысой резине. Очевидно, никто особо не ремонтировал машину: на скорую руку с минимальными затратами восстановил ее, чтобы перепродать. А я попался!» — восклицает мужчина.
Конечно, все огрехи предыдущего ремонта уже убрали, и сегодня Audi выглядит в целом неплохо, так что ее даже не отличишь от аналогичной, но небитой модели в потоке. Однако Иван беспокоится, что потраченные время и средства могут оказаться напрасными, как только дело дойдет до продажи. «Как только покупатель увидит фото авто в аварийном состоянии, разве он будет в восторге?» — задается вопросом Иван. Несколько раз он уже выставлял машину на продажу, и некоторые потенциальные покупатели указывали на аварийное прошлое авто. В итоге владелец решил оставить его для себя. «Машина отполирована, как говорят, вся в огне. Мотор работает великолепно. Езжу и получаю удовольствие. Продавать передумал и, наверное, оставлю ее себе», — признается владелец.
В своих рассуждениях он выходит за рамки собственного случая, обнаруживая гораздо большие масштабы этой проблемы. «Небитых машин не бывает. Продажа аварийных машин — это целая индустрия в Беларуси. Наши умельцы находят настоящее ломье, делают его, отматывают пробеги и перепродают. Насколько я знаю, в Германии по закону за такие проделки сулит наказание вплоть до уголовной ответственности. Конечно, покупатель вправе знать честную историю машины до покупки, и у него должен быть выбор, а у меня, получается, его не было, меня просто обманули.. И что теперь?» — тяжело вздыхает Иван, который сегодня уже знает всю подноготную купленной Audi. Знай он об этом заранее, до покупки, подумал бы трижды, брать или не брать побывавший в ДТП экземпляр.
На сегодняшний день его позиция такова: да, машина побывала в ДТП, но ее восстановили за немалые деньги, а она все равно остается битой — в переносном смысле, поскольку ее история навсегда сохранится в базе данных интернет-аукциона. «Почему по желанию нового владельца нельзя скрыть историю авто? Вправе ли я ее раскрывать? Но ведь люди больше склонны верить заключениям фирменной станции, нежели любым словам продавца», — искренне вопрошает наш читатель. Что ответят на это в компании «БелАукцион-ГРУПП»?
**
Действительно, история продаж как аварийного транспорта, так и целых машин с пробегом, которая хранится в разделе «проданные лоты» на сайте компании ООО «БелАукцион-ГРУПП», находится в общем доступе согласно принципам открытости и прозрачности бизнеса. «Она помогает будущим участникам аукциона соориентироваться, за какую сумму может быть реализован свежевыставленный лот. К примеру, потенциальный покупатель находит в данном разделе заинтересовавший его автомобиль с похожими повреждениями и понимает его среднерыночную стоимость. Во-вторых, такая база нужна для страховых компаний, которые просчитывают целесообразность продажи аварийного транспорта. Бывают неоднозначные ситуации, когда страховщикам нужно определить, что выгодней — восстанавливать авто или продавать так называемые годные остатки, когда стоимость восстановления авто превышает 80% его цены и машину признают погибшей», — рассказывает директор компании Виталий Скребец.
То есть история продаж может восприниматься в качестве инструмента, который помогает потенциальным покупателям и продавцам узнать среднерыночную стоимость авто. И если, по мнению Ивана, подобная база мешает дальнейшей продаже, то Виталий Скребец, напротив, видит в ней прок. «У нас никогда не было задачи удалять проданные лоты. На мой взгляд, такая база данных может быть невыгодна только потенциальному продавцу, который желает скрыть аварийное прошлое авто, но покупатель, наоборот, выигрывает. Да, можно так восстановить авто согласно всем технологиям ремонта, что он будет не только выглядеть, как небитый аналог, но и соответствовать всем параметрам безопасности. Зато покупатель будет знать, какие повреждения у него были и насколько качественно был сделан ремонт», — считает Виталий Скребец.
Он убежден, что такой инструмент всего лишь помогает, но ни в коем случае не отталкивает от покупки. Разве что не рад будет только корыстный продавец, который дешево и на скорую руку восстановил машину с целью перепродажи. За редким исключением клиенты обращались к ним, чтобы скрыть подобную информацию. Тогда они оставляли авто в истории проданных лотов, но удаляли его номер кузов, чтобы тот не отображался в поисковых системах. Ивану тоже пошли навстречу.
«Судя по тому, что данный клиент был третьим по счету, кто попросил удалить подобную историю, можно сделать вывод, что она мало кому мешает. В любом случае информация о проданных машинах сохраняется в базе данных, которая находится в открытом доступе, ведь еще на старте организации аукциона его главными условиями были простота доступа и полная прозрачность нашей деятельности», — подытоживает Виталий Скребец.
Наш эксперт, адвокат, кандидат юридических наук Илья Улахович тоже прокомментировал историю, в которую попал наш герой, но акцентировал внимание на первопричинах проблемы. «В данном случае может иметь место как уголовно-правовой обман (при доказанности преступного умысла и корыстной цели продавца в момент продажи автомобиля), так и гражданско-правовой обман, что, конечно, является наиболее вероятным вариантом. Гражданско-правовой обман влечет признание сделки недействительной и возврат покупателю потраченных денег, однако такой обман необходимо доказать: во-первых, для этих целей является полезным то, что ООО "БелАукцион-ГРУПП" хранит фотографии аварийного авто, ведь это может говорить о том, что автомобиль был поврежден непосредственно перед продажей», — отметил адвокат.
«Во-вторых, суду необходимо показать, что автомобиль был быстро восстановлен (желательно знать место, время, исполнителя, объем работы, важно наличие документации, подтверждающей проведение ремонта, покупку материалов и т. д.). В-третьих, необходимо доказать цель восстановления — в данном случае быстрая продажа с определенной маржей (это могут быть объявления в газетах, интернете). В-четвертых, и самое важное то, что продавец убеждал покупателя в доброкачественности товара (доказательством того могут быть переписка, объявления типа "не бита, не крашена", размещенные продавцом, и т. д.)», — добавил Улахович Илья.
**
С одной стороны, на чаше весов точка зрения автовладельца, который стал заложником ситуации, когда изначально, сам того не ведая, купил восстановленный после ДТП экземпляр и теперь не знает, как продать его в перспективе (прим. фото битой машины до сих пор хранятся в базе аукциона). С другой — вполне вменяемая позиция интернет-аукциона, выставляющего честную историю проданных машин в открытый доступ по аналогии с Национальной базой данных автомобилей с пробегом в РФ — ресурсом, позволяющим найти всю информацию об официально проданном автомобиле по уникальному VIN-номеру.
А как считаете вы, наши читатели: должна ли данная база данных быть доступной для каждого покупателя, насколько полезной или вредной она может оказаться для белорусов с учетом наших реалий? Или все-таки история машины обязана оставаться закрытой для обычных пользователей, открывая свои тайны лишь компетентным правоохранительным органам по официальному запросу? Ждем ваших мнений в комментариях!
Алина Вислоус
Опубликовано с разрешения Автомалиновка
Фото: OOO "БелАукцион-Групп", из архива AV.by