Некоторые белорусы привыкли к тому, что покупка «бэушки» возможна только «с рук», и до сих пор не знают, что делать с аварийной машиной, которую восстанавливать слишком дорого. А ведь нам уже несколько лет доступны автоаукционы, где, по сути, сочетаются возможность поторговаться, как на рынке, и уверенность в товаре, подобная той, которую афишируют автосалоны. За период с июля 2014 года и по сегодняшний день ООО «БелАукцион-Групп» продали примерно 130 автомобилей, а сейчас покупателей ждут еще 19. О нюансах аукционной торговли и почему она может быть выгодна для владельцев битых машин, нам рассказал директор белорусского интернет-аукциона Виталий Скребец.

 

 

Машины выставляются на аукцион на договорных условиях, часть из них хранится у самих клиентов, остальные - свозятся на охраняемую площадку. Сюда попадают и списанные машины от юридических лиц, обновляющих автопарк, и аварийные машины как от частных лиц, так и страховых компаний, с которыми сотрудничают аукционисты. По-хорошему обычный человек не должен сам продавать поврежденный автомобиль и ломать голову над тем, как вернуть часть денег. Реализует «годные остатки» и выплачивает компенсацию страховая компания.

 

 

К примеру, сейчас на стоянке стоит Mercedes-Benz S500L 2007 года, который попал в ДТП и разбил переднюю и заднюю часть кузова. Навскидку, говорит Виталий Скребец, на ремонт ушло бы $2 тыс. в эквиваленте. Однако машина была застрахована по «Каско», и страховая компания посчитала, что выгодней продать авто через аукцион, чем приводить его в порядок. По окончании торгов страховщики просто доплатят разницу до страховой суммы.

 

 

Текущая ставка на Mercedes составляет около 116 млн. рублей, но до закрытия торгов осталось еще 6 дней. Да и буквально за полчаса до финиша участники начинают активно торговаться.

 

 

Рядом с ним ютится Audi A5 Quattro 2008 года, владелец которого врезался в столб. Повреждения у машины посерьезнее, но и она ремонтопригодна. За нее хотят выручить, как минимум, 80 млн. Но пока максимум предложения – около 74 млн. Машина на повторных торгах, и ее судьба решится уже через сутки.

 

 

А старенький Nissan Almera хотят купить за 14 млн. Но владелец запросил $1,5 тысячи в эквиваленте, разница существенная, так что он пока думает, что же делать с ним дальше.

 

 

Виталий Скребец

 

«Цена – это самый болезненный вопрос для автовладельца. Поскольку он, как правило, не эксперт в этом деле, то зачастую на порядок завышает рыночную стоимость авто. И если после аукциона он продолжает упорствовать, то только потеряет время. Обычно повторные торги не имеют большого смысла. Да и многие понимают, что аукцион – это хороший способ узнать реальную рыночную стоимость и согласиться с той ценой, которую предложат во время первых торгов», - объясняет Виталий Скребец.

 

 

За всю историю аукциона самым непредсказуемым оказался аварийный BMW 730D 2009 года - его купили за 267 млн. 601 тыс. (14 800$ по курсу НБ РБ). Тогда как владелец хотел получить всего 207 млн. 483 тыс. (11 500$ по курсу НБ РБ). У покупателей нашелся поставщик недорогих запчастей, машину восстановили, и теперь катаются на ней с огромным удовольствием. В основном на аукцион попадает средний ценовой сегмент. А выставлять на торги откровенное старье нет смысла – продать ржавый и гнилой автомобиль почти нереально. Да и зачем отдавать $1,5 тысячи за старенький Mercedes, когда можно купить вариант посвежее и в более хорошем состоянии? То есть на аукционе старые машины совсем не котируются.

 

 

«Обычно мы советуем автовладельцам, стоит или нет выставлять авто на торги. Например, нам позвонил человек и попросил забрать аварийный Jaguar из Пружан. Как только мы детально изучили фото его повреждений, то пришли к выводу, что выгодней продать авто на запчасти, чем отдавать годные остатки за 800-900 долларов. То есть мы дали дельный совет, и владелец согласился», - говорит Виталий Скребец.

 

 

Чтобы принять участие в аукционе, надо зарегистрироваться на сайте, а значит, прислать копию паспорта. «Это гарантия того, что каждый участник аукциона – реальный человек. Никаких «левых» ставок и подставных лиц, которые искусственно завышают цену. Даже если владелец выставленного на торги авто зарегистрируется под другим именем и будет нарочно стимулировать рост ставок, а потом выиграет лот, то будет вынужден оплатить штраф. Конечно, теоретическая вероятность такой модели поведения есть, но вряд ли владелец, который реально хочет продать машину, станет подбивать ставки и рисковать сделкой. А наша задача – провести честные торги и показать владельцу, какова реальная рыночная стоимость его автомобиля», - объясняют организаторы аукциона.

 

 

Обычный человек может продать через аукцион как аварийный, так и просто старый автомобиль. Для этого нужно заключить договор. При этом сам владелец несет ответственность за то, что автомобиль «чистый», то есть без обременений. Затем автомобиль бесплатно доставят на охраняемую стоянку на эвакуаторе и составят акт приема-передачи, как на обычном автосервисе. Сделают подробную фотосессию всех повреждений, после чего этот лот появится на сайте.

 

 

Кстати, организаторы взимают комиссию и с продавца, и с победителя аукциона. Выставление автомобиля на аукцион для продавца бесплатное, только в случае успешной сделки он должен уплатить комиссионный сбор в размере 5 базовых величин (прим. 1 млн. 50 тыс. рублей). Покупатель, в свою очередь, заплатит процент от окончательной стоимости автомобиля (10% - если ТС продано дешевле $10 тыс. по курсу НБ РБ в эквиваленте, 7% - если дороже). Например, выигранный лот составил 100 млн рублей. В этом случае аукционисты получат 10 млн, а конечная цена составит 110 млн. А если победитель аукциона отказывается покупать авто, то должен заплатить штраф – 2 млн. или 2% от ставки (в зависимости от того, что больше).

 

 

Принцип торгов на повышение заключается в том, что каждая машина стартуют с 10 миллионов, а затем уже конкуренция определяет, каких денег она стоит в реальности. Участники не знают минимальную заявленную стоимость, которая, как правило, завышена и может сорвать аукцион, спугнув всех покупателей.

 

 

«Довольно часто случается так, что по итогам торгов победитель аукциона предлагает меньше той суммы, которую хотел бы получить продавец, - рассказывает о реалиях аукциона Виталий Скребец. - Тогда мы связываемся с владельцем машины и спрашиваем, согласен ли он с этой стоимостью. Многие соглашаются. Ведь это вполне объективная рыночная цена. Остальные непроданные автомобили выставляются на повторные торги или возвращаются обратно к своим владельцам».

 

 

«Наибольший спрос наблюдается на BMW, он ценится как на вторичном рынке, так и в умах людей, а вот Subaru и Mitsubishi, напротив, аутсайдеры. Чаще всего потенциальный покупатель засматривается на более свежую иномарку и предпочтение отдает немецким маркам. К примеру, он понимает, что купит Audi Q5, пусть и аварийный, восстановит его своими руками, и это выйдет намного дешевле, чем покупать такой же, но целый автомобиль. Если ранжировать авто по маркам, то немцы продаются на порядок дороже японцев», - рассказывает о вкусах покупателей из практики директор аукциона.

 

 

А есть лоты, которые, наоборот, малоинтересны. Среди них, например, машина лесная "Харвестер" 2014 года в хорошем состоянии, который стоит 2-3 млрд. бел. рублей, но за него готовы отдать всего около 360 млн. Впервые, отмечают организаторы, такая разбежка между рыночной стоимостью и аукционной ценой.

 

В среднем на аукцион попадает около 2 аварийных машин в неделю. Нередко обычный белорус задается вопросом: а что делать с битым авто, восстанавливать который задорого не сильно то и хочется? А если продавать, то как? Если самому – долго и муторно, если через перекупов – они наверняка предложат заниженную цену. Альтернативный вариант – автоаукцион: большое количество игроков (прим. почти 4 тыс. человек) на примерно 20 автомобилей, а значит, и более справедливая цена.

 

 

«На аукцион разумней выставлять проблемный или аварийный автомобиль, который требует вложений. Как оказалось, в Беларуси очень много людей, которые готовы купить битое авто и восстанавливать его своими руками. Также встречаются клиенты, которые идут по третьему пути: они едут на авторынок и уточняют цену у перекупщиков, затем пытаются продать его через аукцион, а потом сравнивают две цены и смотрят, что выгодней. Есть вероятность того, что часть аукционных машин выигрывают как раз перекупы, и без них авторынок пока не может обойтись. Но если дилер б/у автомобилей в Европе, аналог белорусского перекупщика, работает по закону, то у нас нет легального способа перепродать автомобиль, не ставя его на учет. В нашем законодательстве множество дыр, да и в рыночной сфере остались только самые упорные перекупщики. Пять лет назад они покупали авто, если маржа (прим. разница между ценой на товар и его себестоимостью) составляла не меньше $500, а теперь берутся за машину, имея с нее даже $100», - говорят организаторы аукциона.

 

 

Гилевич Павел, замдиректора

 

Например, владелец одной Toyota Camry рассказывал, что перекупщик предлагал за нее $2,5 тыс., а на аукционе ее купили за $4,5 тыс. в эквиваленте. Перекупы заняли свою нишу и сейчас диктуют цены, которые отнюдь не рыночные. Во время аукциона же цену машины определяют сами участники процесса. И, думается, в последнем случае стоимость авто будет намного ближе к реальности.

 

 

Что же, схема проведения аукциона, идея которого взята с eBay, все еще не привычна для белорусов, но ее удобство оценивают по достоинству все – и продавцы, и покупатели. Сегодняшний авторынок сильно просел и находится в вялотекущем состоянии, так что если вам захотелось поторговаться, то лучших времен не предвидится. Как вариант, можно податься на аукцион, и определенные выгоды в этом имеются – один может избавиться от неликвида, причем по адекватной цене, а другой – купить авто онлайн, всего лишь делая ставки и ожидая, что лакомый кусочек достанется именно ему.

 

Алина Вислоус

Фото: автора

 

Опубликовано с разрешения Автомалиновка


 
 
 

«За битым BMW очередь выстраивается». Как и почему продают машины с аукциона

  Один комментарий :
  1. Aik:

    Очень познавательная статья.

Добавить комментарий