Белорусы откровенно боялись минувшего 1 июля. И виной тому были нововведения вроде необходимости установки ЭРА-ГЛОНАСС, введения электронных ПТС, а также свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), которые должны были вступить в силу с этой даты. Что касается активности белорусов на американских аукционах, то первые два летних месяца наблюдалось затишье. Конечно, во многом из-за сезона отпусков, но отчасти из-за ситуации с 1 июля, когда планировалось ввести свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Слухов было много, поэтому многие решили повременить.

 

 

Напомним, дата введения обязательных СБКТС для транспортных средств, ввозимых физическими лицами, год назад была перенесена на 1 июля 2018 года. Юридические лица и ИП, ввозящие технику из-за пределов ТС, обязаны предоставлять их при продаже и последующей постановке на учет уже сегодня. А что касается частных лиц? Еще в конце июня, за несколько дней до назначенной даты, в Интернете появилась информация о пересмотре сроков обязательной сертификации. Но чтобы убедиться, как на самом деле обстоят дела, мы нашли белоруса, который недавно приобрел автомобиль в США и планировал ставить его на учет в ГАИ.

 

 

Дмитрий не в первый раз покупает машину за границей, поэтому вопрос о том, нужно ли предъявлять в ГАИ так называемое «свидетельство о безопасности конструкции», его, естественно, беспокоит. В конце апреля он приобрел американский кроссовер Ford Explorer 2014 года выпуска. Интересующий экземпляр мужчина увидел на аукционе Copart.com. А посредником в покупке выступила одна известная компания БелАукцион-ГРУПП, которая оказывает услуги по подбору и доставке автомобилей из США.

 

 

Аукционная цена на Explorer с 2,0-литровым турбированным EcoBoost и АКПП начиналась с 2900 долларов (канадских), и за него нужно было еще торговаться. На фотографиях было видно, что машина была ударена в переднюю часть. Подсчитывая, во сколько суммарно ему обошелся аварийный Ford Explorer, Дмитрий называет сумму примерно в 16 тысяч у.е., которая складывается из стоимости самой машины ($5900), аукционного сбора, расходов на доставку и таможенной пошлины.

 

 

Примерно два месяца машина провела на складе временного хранения, в конце июля Дмитрий ее растаможил, а затем занимался кузовом. Ведь чтобы поставить «американца» на учет, тот должен быть исправным и целым.

 

 

Пришлось заменить и покрасить переднее левое крыло, левую фару, бампер и решетку радиатора. Все элементы удалось найти на разборке в Беларуси, а оригинальное крыло Дмитрий заказывал через поставщиков в России. Еще примерно 2 тысячи долларов ушло на запчасти и покраску, а также замену торпедо из-за «стрелявших» подушек безопасности. «На рынке стоимость аналогичной модели доходит до 25 тысяч, а моя обошлась со всеми расходами и ремонтом в $18.000. Выгода налицо, при этом машина ехала чуть больше месяца», — рассказывает Дмитрий.

 

 

Важный момент — автомобиль в Канаде продавала страховая. И в данном случае проще установить прошлое автомобиля, в каком ДТП он побывал, каково его реальное состояние. Как правило, обычно страховая продает машину в таком виде, каком она попала к ним, и этот способ приобретения считается надежнее. Кто-то пытается купить машину самостоятельно и зачастую рискует нарваться на проблемный экземпляр. Чтобы не быть голословным, Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-ГРУПП», приводит свежий пример.

 

 

Один из клиентов заинтересовался BMW i8 2015 года и хотел за нее торговаться. «Но по вин-номеру мы узнали историю автомобиля: каким он был куплен на одном аукционе, а в каком виде выставлен на другом. Это одна из "бандитских" машин, которые покупают на аукционе в сильно аварийном состоянии, дешево восстанавливают для фотографий и перепродают через те же аукционы. Обычно машины подделывают и выставляют продажу, но в случае с BMW это груда металла, за которую просят почти 30 тысяч долларов! Такие случаи мы исключаем, проверяя Carfax и выясняя, кто выступает продавцом», — комментирует Виталий Скребец.

 



 

Но Дмитрию повезло. У его Explorer «чистая» история, пробег — 74 тысячи км. Комплектация XLT, которая предусматривает тонированные стекла, ксеноновые фары, рейлинги на крыше, адаптивные фары головного света и противотуманки. Двухлитровый мотор агрегатируется 6-диапазонной автоматической коробкой передач.

 


 

Тем не менее мужчина не исключает риски, которые неизбежно возникают при покупке машины из США, но в его случае помощь посредника сыграла ключевую роль и получилось купить вариант с хорошим дисконтом. А вот с одним из прошлых Ford Escape, приобретенным ранее для жены, дела обстояли похуже: «Во-первых, автомобиль задержался на пять месяцев. А во-вторых, по прибытию меня ждал неприятный сюрприз: при погрузке машины в контейнер поцарапали бампера. Видимо, это фортуна».

 

 

Сверку номеров Дмитрий прошел поутру, а когда мы подъехали, взял талон на регистрацию транспорта и стал ждать своей очереди. Волнение слегка подогревали слухи, тем не менее наш герой спокоен: на руках у будущего владельца Ford были удостоверение таможни, международная накладная, title (аналог паспорта транспортного средства).

 


 

Что касается «сертификата безопасности», без которого якобы автомобиль не зарегистрируют, Дмитрий отзывается о нем скептически и считает, что касательно этого документа больше вопросов, чем ответов: «Вроде бы писали, что в Беларуси есть аккредитованные лаборатории, которые за 350 рублей в течение 3-5 дней сделают этот сертификат. Но меня интересует другое: допустим, прибыла машина, сваренная из двух частей. Теоретически она не должна проходить сертификацию, в тех же Европе и США автомобили с нарушенной геометрией сразу отправляют в утиль. Визуально такая машина выглядит целой, а если в процессе экспертизы ее растянут и она развалится на части, что тогда? Кто будет компенсировать человеку затраты на автомобиль? По-моему, сертификация транспорта — это лишние деньги, которые лягут на плечи конечного покупателя. Во-вторых, по каждой модели и модификации должна быть техническая документация, а это изначально затратная часть. Ну и как будет проводиться сертификация тоже отдельный вопрос».

 

 

По мнению Дмитрия, проверку соответствия автомобиля требованиям безопасности, включая целостность кузова, теоретически можно было бы обязать делать во время прохождения Гостехосмотра. «На мой взгляд, в том виде, какой предлагают сделать процедуру получения сертификата безопасности, он не нужен. При этом его хотят ввести в отношении транспорта, который ввозят только из-за пределов ЕАЭС. А сколько машин прибывает из России, и причем не в самом лучшем состоянии», — рассуждает он.

 


 

Время за разговорами летит незаметно, и вот уже Дмитрий подходит к окошку с документами. На прямой вопрос про сертификат безопасности сотрудники регистрационного отдела в Минске спокойно отвечают, что независимо от того, когда приехала машина из США, до (как в нашем случае) или после 1 июля, документ пока не требуется. Наш герой резюмирует: «Ничего не ввели, а даже если потом все изменят, уверен, никого это не остановит. Будут привозить и делать сертификаты».


Еще в феврале Госстандарт, отвечая на запрос ООО «БелАукцион-Групп», сообщал, что МВД предписано осуществлять государственную регистрацию единичных транспортных средств, ввозимых физическими лицами — гражданами Республики Беларусь для собственных нужд без предоставления ими свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства до 1 июля 2018. Но сегодня в ГАИ подтвердили, что сертификат при постановке на учет пока предъявлять не нужно. А значит, на время можно выдохнуть с облегчением. Правда, о новой дате Х ничего конкретного не говорят, видимо, тоже, как и мы, ожидая будущих изменений.

 

 

Как мы наглядно убедились, техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» продолжает удивлять. Сначала разгорелись страсти по ЭРА-ГЛОНАСС (у нас ЭРА-РБ): ввоз авто без кнопки экстренного вызова в Беларусь должны были запретить с начала 2017 года, но внедрение системы отложили до 2019-ого. Потом ЭПТС — сроки перехода на электронные паспорта сместили на ноябрь 2019-го.

 

 

А с 1 июля должно было вступить в силу еще одно требование техрегламента — обязательное свидетельство о безопасности конструкции. Но, как видим, обязательный СБКТС для машин, ввозимых из-за пределов ТС, в отделах регистрации Минска в настоящий момент не требуют. С одной стороны, это радостная весть для тех, кто смотрит в сторону американского авторынка, а с другой, хочется надеяться, что о подобных нововведениях или их переносе белорусам сообщат не в самый последний момент.


Алина Вислоус

Фото: Алиса Зацаринная


Опубликовано с разрешения av.by



 
 
 

Добавить комментарий