Белорусы откровенно боялись минувшего 1 июля. И виной тому были нововведения вроде необходимости установки ЭРА-ГЛОНАСС, введения электронных ПТС, а также свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), которые должны были вступить в силу с этой даты. Что касается активности белорусов на американских аукционах, то первые два летних месяца наблюдалось затишье. Конечно, во многом из-за сезона отпусков, но отчасти из-за ситуации с 1 июля, когда планировалось ввести свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Слухов было много, поэтому многие решили повременить.
Напомним, дата введения обязательных СБКТС для транспортных средств, ввозимых физическими лицами, год назад была перенесена на 1 июля 2018 года. Юридические лица и ИП, ввозящие технику из-за пределов ТС, обязаны предоставлять их при продаже и последующей постановке на учет уже сегодня. А что касается частных лиц? Еще в конце июня, за несколько дней до назначенной даты, в Интернете появилась информация о пересмотре сроков обязательной сертификации. Но чтобы убедиться, как на самом деле обстоят дела, мы нашли белоруса, который недавно приобрел автомобиль в США и планировал ставить его на учет в ГАИ.
Дмитрий не в первый раз покупает машину за границей, поэтому вопрос о том, нужно ли предъявлять в ГАИ так называемое «свидетельство о безопасности конструкции», его, естественно, беспокоит. В конце апреля он приобрел американский кроссовер Ford Explorer 2014 года выпуска. Интересующий экземпляр мужчина увидел на аукционе Copart.com. А посредником в покупке выступила одна известная компания БелАукцион-ГРУПП, которая оказывает услуги по подбору и доставке автомобилей из США.
Аукционная цена на Explorer с 2,0-литровым турбированным EcoBoost и АКПП начиналась с 2900 долларов (канадских), и за него нужно было еще торговаться. На фотографиях было видно, что машина была ударена в переднюю часть. Подсчитывая, во сколько суммарно ему обошелся аварийный Ford Explorer, Дмитрий называет сумму примерно в 16 тысяч у.е., которая складывается из стоимости самой машины ($5900), аукционного сбора, расходов на доставку и таможенной пошлины.
Примерно два месяца машина провела на складе временного хранения, в конце июля Дмитрий ее растаможил, а затем занимался кузовом. Ведь чтобы поставить «американца» на учет, тот должен быть исправным и целым.
Пришлось заменить и покрасить переднее левое крыло, левую фару, бампер и решетку радиатора. Все элементы удалось найти на разборке в Беларуси, а оригинальное крыло Дмитрий заказывал через поставщиков в России. Еще примерно 2 тысячи долларов ушло на запчасти и покраску, а также замену торпедо из-за «стрелявших» подушек безопасности. «На рынке стоимость аналогичной модели доходит до 25 тысяч, а моя обошлась со всеми расходами и ремонтом в $18.000. Выгода налицо, при этом машина ехала чуть больше месяца», — рассказывает Дмитрий.
Важный момент — автомобиль в Канаде продавала страховая. И в данном случае проще установить прошлое автомобиля, в каком ДТП он побывал, каково его реальное состояние. Как правило, обычно страховая продает машину в таком виде, каком она попала к ним, и этот способ приобретения считается надежнее. Кто-то пытается купить машину самостоятельно и зачастую рискует нарваться на проблемный экземпляр. Чтобы не быть голословным, Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-ГРУПП», приводит свежий пример.
Один из клиентов заинтересовался BMW i8 2015 года и хотел за нее торговаться. «Но по вин-номеру мы узнали историю автомобиля: каким он был куплен на одном аукционе, а в каком виде выставлен на другом. Это одна из "бандитских" машин, которые покупают на аукционе в сильно аварийном состоянии, дешево восстанавливают для фотографий и перепродают через те же аукционы. Обычно машины подделывают и выставляют продажу, но в случае с BMW это груда металла, за которую просят почти 30 тысяч долларов! Такие случаи мы исключаем, проверяя Carfax и выясняя, кто выступает продавцом», — комментирует Виталий Скребец.
Но Дмитрию повезло. У его Explorer «чистая» история, пробег — 74 тысячи км. Комплектация XLT, которая предусматривает тонированные стекла, ксеноновые фары, рейлинги на крыше, адаптивные фары головного света и противотуманки. Двухлитровый мотор агрегатируется 6-диапазонной автоматической коробкой передач.
Тем не менее мужчина не исключает риски, которые неизбежно возникают при покупке машины из США, но в его случае помощь посредника сыграла ключевую роль и получилось купить вариант с хорошим дисконтом. А вот с одним из прошлых Ford Escape, приобретенным ранее для жены, дела обстояли похуже: «Во-первых, автомобиль задержался на пять месяцев. А во-вторых, по прибытию меня ждал неприятный сюрприз: при погрузке машины в контейнер поцарапали бампера. Видимо, это фортуна».
Сверку номеров Дмитрий прошел поутру, а когда мы подъехали, взял талон на регистрацию транспорта и стал ждать своей очереди. Волнение слегка подогревали слухи, тем не менее наш герой спокоен: на руках у будущего владельца Ford были удостоверение таможни, международная накладная, title (аналог паспорта транспортного средства).
Что касается «сертификата безопасности», без которого якобы автомобиль не зарегистрируют, Дмитрий отзывается о нем скептически и считает, что касательно этого документа больше вопросов, чем ответов: «Вроде бы писали, что в Беларуси есть аккредитованные лаборатории, которые за 350 рублей в течение 3-5 дней сделают этот сертификат. Но меня интересует другое: допустим, прибыла машина, сваренная из двух частей. Теоретически она не должна проходить сертификацию, в тех же Европе и США автомобили с нарушенной геометрией сразу отправляют в утиль. Визуально такая машина выглядит целой, а если в процессе экспертизы ее растянут и она развалится на части, что тогда? Кто будет компенсировать человеку затраты на автомобиль? По-моему, сертификация транспорта — это лишние деньги, которые лягут на плечи конечного покупателя. Во-вторых, по каждой модели и модификации должна быть техническая документация, а это изначально затратная часть. Ну и как будет проводиться сертификация — тоже отдельный вопрос».
По мнению Дмитрия, проверку соответствия автомобиля требованиям безопасности, включая целостность кузова, теоретически можно было бы обязать делать во время прохождения Гостехосмотра. «На мой взгляд, в том виде, какой предлагают сделать процедуру получения сертификата безопасности, он не нужен. При этом его хотят ввести в отношении транспорта, который ввозят только из-за пределов ЕАЭС. А сколько машин прибывает из России, и причем не в самом лучшем состоянии», — рассуждает он.
Время за разговорами летит незаметно, и вот уже Дмитрий подходит к окошку с документами. На прямой вопрос про сертификат безопасности сотрудники регистрационного отдела в Минске спокойно отвечают, что независимо от того, когда приехала машина из США, до (как в нашем случае) или после 1 июля, документ пока не требуется. Наш герой резюмирует: «Ничего не ввели, а даже если потом все изменят, уверен, никого это не остановит. Будут привозить и делать сертификаты».
Еще в феврале Госстандарт, отвечая на запрос ООО «БелАукцион-Групп», сообщал, что МВД предписано осуществлять государственную регистрацию единичных транспортных средств, ввозимых физическими лицами — гражданами Республики Беларусь для собственных нужд без предоставления ими свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства до 1 июля 2018. Но сегодня в ГАИ подтвердили, что сертификат при постановке на учет пока предъявлять не нужно. А значит, на время можно выдохнуть с облегчением. Правда, о новой дате Х ничего конкретного не говорят, видимо, тоже, как и мы, ожидая будущих изменений.
Как мы наглядно убедились, техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» продолжает удивлять. Сначала разгорелись страсти по ЭРА-ГЛОНАСС (у нас ЭРА-РБ): ввоз авто без кнопки экстренного вызова в Беларусь должны были запретить с начала 2017 года, но внедрение системы отложили до 2019-ого. Потом ЭПТС — сроки перехода на электронные паспорта сместили на ноябрь 2019-го.
А с 1 июля должно было вступить в силу еще одно требование техрегламента — обязательное свидетельство о безопасности конструкции. Но, как видим, обязательный СБКТС для машин, ввозимых из-за пределов ТС, в отделах регистрации Минска в настоящий момент не требуют. С одной стороны, это радостная весть для тех, кто смотрит в сторону американского авторынка, а с другой, хочется надеяться, что о подобных нововведениях или их переносе белорусам сообщат не в самый последний момент.
Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
Опубликовано с разрешения av.by