Иногда следы потертости на руле, состояние шин, царапинки лакокрасочного покрытия говорят о том, как обращались с автомобилем, лучше любых слов, протоколов и справок. В этот раз мы решили слегка изменить формат традиционной субботней рубрики. Юрий Краснов предполагает, что происходило в момент ДТП, не на основе видеозаписи и слов очевидцев, а судя по повреждениям аварийных автомобилей.
— Даже дверь открывается и закрывается, только слегка поскрипывает, — удивляется Юрий Краснов, забравшись на водительское место Lexus. — Сидя в салоне, если закрыть глаза на выстрелившие подушки безопасности и разбитое лобовое стекло, и не подумаешь, что автомобиль побывал в серьезном ДТП.
Действительно, бортовой компьютер, навигатор, регулировка сидений работают. Хотя снаружи этот внедорожник, который проехал всего чуть больше 6 тысяч километров, выглядит печально: передняя часть полностью разбита, капот смят в гармошку, бампер и остатки головной оптики «покоятся» на заднем сиденье. Машину мы нашли на площадке belauction.by, где продают автомобильный неликвид.
— Насколько мы знаем, автомобиль съехал в кювет и врезался в дерево, — рассказывает эксперт. — Удар, ясное дело, был сильным. Часто в таких случаях водитель и пассажиры получают травмы. В данном случае, по нашей информации, никто не пострадал. Решающих факторов было несколько. Во-первых, автомобиль все-таки премиум-класса, новый (выпущен в 2017 году). Во-вторых, машина большая — это рамный внедорожник.
Что может случиться в результате таких ударов? Часто ноги водителей и пассажиров зажимает под приборной панелью, двигатель оказывается в салоне, пострадавшие получают травмы об элементы салона.
В данном случае даже передние стойки не погнуло. На пассажирской — лишь едва заметная вмятина. Весь удар приняла передняя часть, поглотив «злую» энергию. Ну а что еще ждать от автомобиля стоимостью $110 тысяч?
Впрочем, иногда даже такие параметры автомобиля не спасают от получения травм. Люди гибнут и в седанах бизнес-класса, и в люксовых внедорожниках. Подобных аварий немало происходит на наших дорогах. Особенно если находившиеся в салоне не воспользовались ремнями безопасности.
— Смотрите, в нашем случае водитель явно был пристегнут, — демонстрирует заблокированную ленту Юрий Краснов. — В новых автомобилях таких марок, как BMW, Lexus, Toyota, применяются интеллектуальные ремни безопасности. Если тело подается чуть вперед, то они «подтягивают» его назад. Вероятно, именно так и произошло в момент аварии.
Как известно, подушки безопасности в некоторых автомобилях могут не сработать, если водитель и пассажиры не были пристегнуты. В случае с Lexus выстрелили около десяти штук, в том числе сзади. А еще мы обратили внимание на кнопку «SOS». Напомним, с 1 января 2017-го все автомобили, которые поступают в продажу в странах Таможенного союза, должны оснащаться устройством ЭРА-ГЛОНАСС. Беларусь получила отсрочку до 31 декабря 2018-го. Однако с 2019-го все автомобили, выпускаемые у нас в обращение, должны иметь такой девайс.
По задумке в случае ДТП устройство само будет оповещать спасателей о происшествии, высылая GPS-координаты. А у попавших в аварию имеется возможность связаться с экстренной службой, нажав на кнопку «SOS».
Сзади, кроме разбитого бампера и фар, нашли детское автокресло. В результате аварии оно тоже оказалось повреждено, и владелец решил его не забирать.
— Не все знают, что автокресла тоже проходят краш-тесты. А эта модель занимает верхние позиции в разных рейтингах, — замечает эксперт. — Видно, что человек заботится не только о себе, но также о безопасности детей. Но, как нам сказали, во время ДТП в машине водитель был один. Опять-таки важная для нас информация. Значит, ребенок не мог его отвлекать...
Нам удалось также узнать, что автомобиль эксплуатировали всего пару месяцев, то есть в среднем каждый день на нем проезжали около 100 километров. Не так уж много с учетом редких, но больших пробегов. Как минимум один раз внедорожник перегоняли из России в Беларусь.
— Обидно, что человек не успел толком поездить на автомобиле, почувствовать его. Владелец даже пленку с порогов не успел снять... — эксперт осматривает внедорожник снаружи. — О чем это может говорить? Возможно, человек не обладает определенным уровнем навыков восприятия дороги. Купить такую дорогую машину, но не потратить денег на «поездить»... Не понимаю такого.
Основная версия — отвлечение внимания от дороги и съезд на скорости в кювет. Причин могут быть десятки, если не сотни. Нередко водители переключают магнитолу, стряхивают сигаретный пепел с брюк, горячо убеждают в чем-то пассажира. Достаточно на доли секунды потерять контроль, как...
— Интересное наблюдение: такое происходит обычно с опытными водителями, у которых притуплено чувство опасности, и они иногда позволяют себе посторонние вещи, — продолжает Юрий Краснов. — Как, например, разговоры по телефону.
Переходим к другому автомобилю — пикапу Mitsubishi L200, также поврежденному в ДТП. Юрий Краснов, как заправский перекуп, сразу прыгает в салон и начинает крутить руль.
— Видно, что это рабочая лошадка, — замечает эксперт. — В основном ездил один человек. Кресло ну очень «поюзанное», обшивка руля лопнула. Явно баранку использовали интенсивно, даже больше, чем рычаг КПП.
Рассуждать об обстоятельствах попадания в аварию в данном случае не очень уместно. Оказалось, что машину изъяли за долги у обанкротившегося предприятия. Когда за автомобилем приехали, то увидели, что капот помят, из радиатора вытекла охлаждающая жидкость, при этом перегретый двигатель продолжал работать. Самое интересное, что Mitsubishi по-прежнему заводится.
А вот следующая машина — Hyundai Solaris, также попавший в ДТП, — представляет определенный интерес для разбора.
— Не нужно даже говорить, что за рулем ездила женщина, — считает Юрий Краснов. — По внешнему виду, состоянию салона и приборной панели видно, что с автомобилем обращались аккуратно. Шины выглядят как новые, хотя автомобилю два года — явно экстренное торможение и резкий старт на нем не практиковали.
Однако беда пришла, откуда ее явно не ждали. В заднюю часть автомобиля кто-то врезался, разбив багажник, бампер, оптику.
— Представляется такая картина, — предполагает эксперт. — Водитель движется спокойно, притормаживает на желтый и, возможно, даже мигающий зеленый. Перед поворотом также скидывает скорость. И тут появляется быстрый автомобилист, который решает, что можно быстренько проскочить. Бац! Вся задняя часть Hyundai разбита.
В очередной раз Юрий Краснов напоминает: «Отслеживать ситуацию нужно не только спереди, как в случае водителя Lexus, но и сзади, как в случае с женщиной из Hyundai. Нажимая на педаль тормоза, гляньте в зеркало — успевает ли задний автомобилист. А еще лучше заранее показать, что вы намерены останавливаться, заблаговременно нажав на педаль тормоза».
— Если вы не хотите, чтобы кто-то рассуждал в комментариях, как произошло столкновение, сначала объективно оцените свои возможности как водителя, — подытоживает Юрий Краснов. — 55-й закон безопасного поведения на дороге гласит: купил машину — научись красиво ездить. Красиво ездишь — не отвлекайся!
Андрей Журов
Фото: Александр Ружечка
Опубликовано с разрешения onliner.by