Попадание в ДТП - дело исключительно неприятное. Почти всегда приходится понервничать, поспорить и даже всерьез расстроиться, поспешно приняв решение отдать аварийный экземпляр в обмен на быстрые деньги. Ведь нередко, видя состояние автомобиля после аварии, в голову закрадываются мысли как можно быстрее избавиться от автохлама (повреждения в ДТП могут быть довольно существенными). На поверку в выигрыше остаются «доброжелатели», но не владелец авто. Разбираемся в «темных» схемах и выясняем, как любители легкой наживы охотятся за аварийными машинами в Беларуси и как на самом деле их можно продать.

 

 

Чтобы обозначить проблему, которая существует на рынке РБ, Андрей Белькович, представитель ООО "БелАукцион-Групп", приводит в пример одного из своих клиентов, который заказывал машину из США, поскольку разбил в ДТП свой Nissan Qashqai. С его слов, одним из первых на место аварии прибыл водитель эвакуатора, который, выяснив, что владелец разбитого кроссовера планирует продать авто, якобы из самых лучших побуждений тут же позвонил перекупщику.

 

 

Судя по всему, они неформально сотрудничали. После тот оценил ущерб и предложил выкупить Qashqai за небольшие деньги, от которых мужчина, будучи связанным с автобизнесом, отказался. Затем водитель эвакуатора порекомендовал несколько СТО — сумма ремонта и запчастей там просто зашкаливала, предложение оказалось сомнительным. И он опять сказал «нет».

 

 

И подобного рода предложения в автомобильной среде встречаются сплошь и рядом. Представим, что владелец Nissan Qashqai поддался бы на уговоры «перекупа» и согласился бы на быстрые деньги. Мало того, что автомобиль выкупается по счет-справке (о последствиях мы не раз говорили), так и практически сразу же перепродается через закрытую группу в одном из популярных мессенджеров, доступную ограниченному количеству лиц, которые «в теме». Тот, кто предложит больше, приезжает, переписывает на себя счет-справку, а заработок, который, по сути, должен был получить владелец машины, остается в кармане «перекупа».

 

 

Обычно, пользуясь растерянностью автовладельца, они убеждают дождаться вердикта оценщика, а также калькуляции страховой компании. Располагая нужной информацией о размере выплаты, полученной от страховой, перекупщик предлагает вам доплатить до рыночной стоимости авто либо до страховой суммы по Каско (при ее наличии). Любой несведущий в этом деле белорус наверняка бы обрадовался и согласился, даже не задумавшись о том факте, что если вам так с ходу предложили выкупить авто, то вряд ли это меценат, который думает о вас и о том, как вам помочь. «Единственная цель перекупа — быстро "срубить" денег и забыть», — замечает представитель аукциона. 

 

 

«Понятно, что если показать автомобиль десяткам и сотням людей через аукцион или сайты продаж автомобилей, то суммы будут другими, более высокими, по сравнению с тем, что предложил перекупщик. Поэтому они и рассчитывают на то, чтобы оказаться единственным претендентом на выкуп авто, и всячески отговаривают обращаться куда-либо еще», — разъясняет сложившуюся на рынке ситуацию Андрей Белькович.

 

 

Какие самые главные негативные последствия того, что автовладелец решит избавиться от автохлама за быстрые деньги? Во-первых, риски, связанные со счет-справочным бизнесом, когда белорус считает, что продал автомобиль, а он идет по рукам и счет-справка переписывается с одного на другого. Во-вторых, владельцы битых авто недополучают деньги: в среднем они теряют 1500-2000 рублей, если речь идет о «свежих» аварийных машинах. Да и стоит ли говорить о том, что хозяин автомобиля вправе сам решать, где его ремонтировать и кому продавать.

 

 

Если поглубже нырнуть в нюансы описанного выше срочного выкупа, в котором фигурируют водитель эвакуатора и перекупщик, то поспешное и необдуманное решение обязательно аукнется. По мнению сотрудника белорусского аукциона, самый главный совет — сделать паузу, собраться с мыслями и помнить, что существуют другие эффективные способы продать автомобиль.

 

 

Когда речь идет о Каско, как правило, страховые компании при возмещении ущерба владельцу авто высчитывают стоимость годных остатков (стоимость деталей и элементов, не пострадавших в ДТП). «Им всегда хочется получить чуть-чуть больше, чем стоимость годных запчастей, но не всегда аукционная цена устраивает страховую. Иногда поврежденный автомобиль реализуется по цене ниже стоимости годных остатков. Это говорит о том, что если бы владелец выбрал выплату по калькуляции и сам занялся продажей "битка", то скорее всего потерял бы круглую сумму», — отмечает Андрей Белькович. 

В качестве примера он приводит Renault Duster 2017 года с пробегом 10 тысяч км: страховая насчитала стоимость годных остатков на 18,5 тысяч рублей, а продалась машина за 13,5 тысяч. Подтверждение того, что если бы владелец получил выплату по калькуляции и продавал бы машину сам, то, вероятно, ушел бы в минус на 2,5 тысячи долларов.

 

 

Были и обратные ситуации, когда автомобили продавались чуть дороже, чем стоимость годных остатков, но таких случаев единицы. Как пример, Toyota Yaris 2010 года реализовали за 9300 рублей, а страховая заявила стоимость годных остатков на 500 долларов меньше. «В теории клиент заработал бы эти деньги, но не факт, что смог бы продать авто дороже своими силами, а значит, куда безопаснее продавать авто по направлению через аукцион, а потом получать доплату от страховой, если у вас именно Каско», — комментирует Андрей Белькович.

 

 

«Когда у человека есть выбор — продать автомобиль своими силами, получив выплату по калькуляции, либо реализовать годные остатки через аукцион по направлению страховой и получить доплату, то в первом случае всегда есть риск "сработать в минус"», — добавляет представитель торгов.

 

 

Нашу беседу в офисе компании неожиданно прервал звонок с предложением, которое один-в-один совпадало с темой сегодняшнего разговора. На другом конце провода мужской голос предлагал аварийный Hyundai Sonata 2013 года. Владелец уже получил страховые выплаты и искал способы избавиться от поврежденной машины.

 

 

Самый оптимальный вариант — заключить договор комиссии, забрать автомобиль на стоянку и выставить на аукцион. По окончании торгов вы будете видеть, какую максимальную сумму вам предложат. Как правило, она будет больше той, что вам назовут перекупы. Если срочный выкуп, цена будет ниже. Так что, если у вас есть возможность подождать две недели, можем действовать, — информирует представитель компании.

Ясно, ясно. Нужно подумать, — задумчиво отвечает мужчина, присылая спустя пару минут фото повреждений. Еще через десять минут он перезванивает и говорит, что попробует продать быстрее, тем более что есть желающие купить его автомобиль.

 

 

Не исключено, что те самые любители быстрой наживы… Со слов владельца Sonata, стало понятно, что он находился на рынке Ждановичи, а там «доброжелателей» с наличностью в руках хватает. Правда, многим пострадавшим в ДТП и невдомек, что деньги, которые им предлагают, — совсем небольшие.

 

 

Получается, с одной стороны, найти для машины после ДТП нового владельца непросто, ведь стоимость, вероятно, может оказаться гораздо ниже той, за которую вы планировали ее продать. А отдавать ее за копейки «неравнодушным» людям, которые избавят вас от головной боли максимально быстро, тоже перспектива не из самых безопасных и выгодных. Поверьте, разделять ваше несчастье «за просто так» никто не будет, поэтому крайне важно оставаться в границах разумного.


О том и речь, что риск потерять в деньгах, поплатившись за собственную поспешность и недостаточную осведомленность, конечно, есть. Но и способы, как поступить с аварийной машиной, если не хочется заниматься ее восстановлением, тоже имеются. Как минимум, можно выставить авто в продажу в интернете или на площадке аукциона, чтобы узнать, сколько за нее предложит максимальное количество людей. Так что не верьте в сказки про молочные реки, кисельные берега и сомнительные предложения за быстрые деньги. Благотворителей в сфере автобизнеса не бывает.

av.by выражает благодарность ООО "БелАукцион-Групп" за помощь в подготовке материала


Алина Вислоус 

Фото: Алиса Зацаринная

 

Опубликовано с разрешения av.by

 


Добавить комментарий