Примерно каждые 10—15 минут шлагбаум открывается и из ворот пункта таможенного оформления «Колядичи» выезжает то Tesla, то BMW i3, то Nissan Leaf... С 15 июня в Беларуси в полной мере стали действовать льготы по ввозу электромобилей, и многие владельцы EV воспользовались первой же возможностью, чтобы забрать машину. Корреспонденты Onliner наблюдали за процессом электрификации транспортного парка и вникали в особенности льготной растаможки: нужно ли все-таки оплачивать НДС и потом возвращать его через налоговую, как долго занимает оформление бумаг и чего вообще ждать.
А где народ? Ожидали же наплыва...
С первых часов после вступления в силу указа об обнулении НДС на ввозимые электрокары (растаможку на EV установили на уровне 0% ранее решением ЕАЭС) возле ПТО «Колядичи» обсуждают киловатты, запас хода и переходники для зарядных станций.
Этого дня многие владельцы «электричек» ждали с нетерпением: часть EV были ввезены несколько недель (и даже месяцев!) назад, оставалось только пройти необходимые процедуры по оформлению.
По некоторым данным, еще недавно в Беларуси было зарегистрировано около четырехсот электромобилей (точной статистики нет). После вступления в силу послаблений ожидали их притока. Что ж, пока прогноз оправдывается. Говорят, за шлагбаумом ПТО «Колядичи» своих хозяев дожидаются от полусотни до нескольких сотен EV. Только при нас выехало около десятка машин на электротяге.
До последнего момента было точно неизвестно, как на практике будет применяться обнуление НДС. Появилась информация, мол, придется его все же сначала уплачивать, а потом возвращать через налоговые органы. Спешим успокоить: это не так! Говорилось и о каких-то лимитах, однако это тоже не соответствует действительности.
Таможенники явно готовились к наплыву владельцев электромобилей. На входе в ПТО «Колядичи» висит объявление о распределении очереди в зависимости от того, на какую букву начинаются фамилии хозяев «электричек».
Надоело обслуживать и ремонтировать автомобиль с ДВС, поэтому купили Chevrolet Bolt
Юрий и Наталья, с которыми мы разговорились, приобрели в США Chevrolet Bolt. Это интересный электрокар, у которого неплохой запас хода (заявляется до 380 км) и приемлемая цена. В Америке это хит продаж среди «электричек».
— Несколько лет назад купили Mercedes ML, — рассказывает мужчина. — Автомобиль был в хорошем состоянии, имел небольшой пробег. И хотя мы ездили немного, он постоянно ломался, в холода «замерзал». А если учесть, что надо было регулярно менять масло, фильтры и прочее... Надоело! Покупали за $31 тысячу, а через два года с трудом продали за $13 тысяч.
Сейчас супружеская пара, у которой фермерское хозяйство, передвигается на Toyota Land Cruiser. Юрий и Наталья рассчитывают, что именно электромобиль станет основной машиной в семье, внедорожник же они планируют продать.
— Далеко мы никуда не ездим — хозяйство надолго не оставишь, а по Беларуси запаса хода должно хватить, — рассуждает Юрий. — «Заправлять» автомобиль планируем дома, хотя и на трассах уже появились электрозаправки. Этот вопрос меня не пугает.
Как и многие ввозимые в Беларусь EV, этот Chevrolet Bolt в комплектации Premier был приобретен на страховом аукционе поврежденным.
В период пика пандемии, когда экономическая активность в Америке сильно снизилась, он обошелся в $9653 (включая сбор). Это довольно дешево. Сейчас во время торгов стоимость таких машин взлетает до $15—18 тысяч. Еще $1050 стоила доставка до Клайпеды, около $500 — из литовского порта до Минска.
Несмотря на то что повреждения кажутся серьезными, владельцы убеждены: ремонт не обойдется дорого. Главное, что батарея не повреждена, а двигатель заводится.
— Удар пришелся по касательной, — говорит Юрий. — Бампер просто сорвало, он находится в салоне. Заднюю дверь и «четверть» купили в Литве за €850. Балка со ступицей, амортизаторами и пружиной обошлась в €500. Работы по кузовщине и покраске, по предварительным оценкам, будут стоить около 1000 у. е. в эквиваленте. Не так уж и больно!
По словам хозяев Chevrolet, они давно присматривались к электромобилям. А когда стало известно, что пошлины и НДС обнуляются, сразу приступили к поискам подходящего варианта.
Понятное дело, кое-какие деньги переводить все же пришлось. Владельцам ввозимых электрокаров (да и других автомобилей) нужно быть готовыми оплатить хранение транспортного средства, утильсбор и услуги декларанта. В общей сложности Юрий и Наталья перечислили около 850 рублей.
Нужно отметить, что таможенные органы сработали оперативно: через несколько часов после подачи документов супружеская пара смогла забрать электромобиль и отправить его к месту ремонта.
«По городу крутиться хватит»
Из ворот выезжает очередная «электричка» — Nissan Leaf первого поколения. Его хозяин, Сергей из Гомеля, рассказывает, что приобрел EV как вторую машину в семью. Основным фактором при выборе была стоимость в условиях ограниченного бюджета:
— В США он стоил $4650. С доставкой, оформлением, хранением на таможенном складе и утильсбором обошелся в $7100 в эквиваленте.
Этот автомобиль не поврежден, на ходу и не нуждается в больших инвестициях (на первый взгляд). Основной вопрос — в запасе хода. У первых «Лифов» он небольшой — около 90—100 км.
Характерный момент — владельцами электрокаров становятся в первую очередь те, кто живет в частных домах и имеет возможность заряжать батарею от обычной электросети.
— Дом находится рядом с Гомелем. По городу за день наезжаю от силы 60 км. Так что батареи «Лифа» хватит. Ну а для дальних поездок оставлю дизельную Skoda, которая будет основным автомобилем.
Сергей уже установил на смартфон приложение PlugShare. Особенность Nissan Leaf в том, что, в отличие от других «американцев» на электротяге, у него имеется разъем CHAdeMO, что делает возможной зарядку на некоторых станциях Malanka (читай, «Белоруснефти»).
Tesla, еще Tesla...
Даже из-за пределов пункта таможенного оформления видно, что на площадке скопилось несколько десятков Tesla. Американский производитель стал двигателем отрасли. Его автомобили по-прежнему считаются эталоном среди «электричек», хотя подчас подвергаются резкой критике по разным поводам.
Как бы то ни было, электромобили из США очень полюбились белорусам. Во время пандемии их стоимость на страховых аукционах в Америке здорово упала. Правда, в некоторых случаях, говорят, ремонт может обойтись гораздо дороже, чем сама машина...
Вчера, 15 июня, из ПТО «Колядичи» Tesla выезжали одна за одной в основном на эвакуаторах.
Хозяин Model 3, пристально следивший за процессом, рассказал нам, что приобрел автомобиль еще в прошлом году, в конце 2019-го его доставили в Минск. Тогда же начались разговоры об обнулении пошлин и НДС. Мужчина решил повременить и не растаможивать машину. «А как только появилась возможность, сразу приехал сюда. Услуги по хранению в любом случае обойдутся дешевле, чем оплата НДС», — пояснил автомобилист.
Одним из владельцев Tesla стал известный минский байкер Дмитрий Степаненко, которого мы также встретили возле ПТО «Колядичи». Он сообщил, что всерьез отнесся к электрификации транспортного парка:
— Эта тема мне близка по двум причинам. Во-первых, на своей СТО я открыл направление по ремонту электромобилей: ремонтируем и обслуживаем подвеску, кузов, электронную часть. По нашей информации, в данный момент тут находится 60 электрокаров, и вскоре они начнут разъезжаться по Беларуси. А во-вторых, я сам стал владельцем Tesla Model S 2015 г. в. Предполагаю, что с учетом восстановления (машина незначительно повреждена) она обойдется в сумму до 40 тысяч у. е. в эквиваленте.
Из разговоров с хозяевами «электричек» мы установили, что это в основном люди подготовленные, досконально знающие тему, владеющие конъюнктурой цен на запчасти, переходники, услуги по ремонту.
Еще одна бросающаяся в глаза особенность — то, что многие приобретают EV как второй, неосновной автомобиль. Это объясняется определенной настороженностью: как поведет себя машина на электротяге в наших условиях, удобно ли будет перемещаться на ней на дальние расстояния и т. д.
— Нам подвернулся хороший вариант: нужно только поменять треснувшее лобовое стекло и решить проблему с ключом, — рассказали отец с сыном, в нетерпении ожидавшие свою Tesla возле шлагбаума. — Это будет второй автомобиль в семье. Заряжать планируем в частном доме. Изучали цены на переходники для того, чтобы можно было «заправляться» через разъем CHAdeMO, но до покупки дело пока не дошло.
После вступления в силу послаблений на ввоз электромобилей этот сегмент рынка явно пришел в движение. К пункту таможенного оформления без конца подъезжают эвакуаторы, на СТО сервисмены ждут «электричек», а сами владельцы EV отсчитывают дни, когда можно будет сесть за руль. Но насколько отразится обнуление пошлин и НДС в целом на ситуации, уместно судить лишь через несколько месяцев.
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Опубликовано с разрешения www.onliner.by