В Калифорнии, где сумасшедшая концентрация амбициозных стартапов на квадратную милю, случаются не только технологические прорывы. Все помнят про громкие успехи — Microsoft, Apple, Tesla, но забывают о не менее громких провалах. Сегодняшняя история как раз о такой неудаче... Теперь автомобильная марка Fisker, которая собиралась выстрелить гибридом Karma, редко попадает в новости. Хотя начало было многообещающим. Основал компанию талантливый дизайнер Хенрик Фискер, участвовавший в разработке BMW Z8, Artega GT, Aston Martin DB9. Он привлек высококлассных профессионалов, были выделены дотации, заключены контракты с подрядчиками, лицом бренда стал Леонардо ДиКаприо, но потом...

...В Америке электромобили постепенно входят в моду. В сервис-зонах хайвеев и на парковках возле госучреждений в городах непременно установлены электрозарядки. Признаком хорошего тона считается рассуждать о запасе хода и видах разъемов. Конечно, Tesla и для американцев по-прежнему дорогая игрушка, но автомобили этой марки на улицах уже не в диковинку.

Сейчас именно с Tesla ассоциируют успех нового типа машин. А ведь могло сложиться иначе. Датский дизайнер Хенрик Фискер, прописавшийся в Калифорнии и участвовавший в создании Tesla Model S, примерно в это же время работал над интересным и нашумевшим впоследствии проектом — спортивным седаном Karma. Правда, приводить в движение автомобиль должна была гибридная установка. Такой компромисс между традиционным двигателем внутреннего сгорания и электрическим мотором назовут одним из ключевых моментов провала, но об этом чуть позже.

Первый успех Karma обеспечили тизеры. Машина выглядела более чем эффектно. Даром что ли дизайнер работал над такими проектами, как BMW Z8, Artega GT, Aston Martin DB9 и V8 Vantage?

 




 

Однако только роскошного дизайна было мало. И в этом смысле Хенрик Фискер, решивший открыть «свое дело», не питал никаких иллюзий. Его компания в начале своей истории была хоть и стартапом, но уже заручившимся поддержкой частных инвесторов и договорившимся о выделении крупного пакета дотаций Министерства энергетики США.

Стремительные нулевые и бурное развитие технологий вокруг не позволяли медлить. В 2005-м дизайнер покидает Aston Martin, тогда же создает логотип своей будущей компании, фактически заявляя о громких амбициях. 2007-й — основывает в Калифорнии Fisker Automotive и анонсирует выпуск Karma. 2008-й — седан впервые представлен на автосалоне в Детройте. Проделать такой путь за три года было невероятным.

 

 

Впрочем, одно дело — анонсировать единственный концепт, и совсем другое — начать серийное производство. Основной стратегией компании по-прежнему была скорость. Хенрик Фискер, как человек, прочитавший будущий тренд и рассчитывавший стать первым, несомненно спешил.

Были задействованы сильные стороны Fisker Automotive — работы по проектированию и дизайну. Их выполняли на высоком уровне. Правда, по многим вопросам приходилось полагаться на сторонних разработчиков, но тогда это мало кого смущало. По задумке менеджмента, контракты с поставщиками позволяли запустить конвейер на пару-тройку лет раньше и сэкономить немалую сумму. Однако на прибыль можно было рассчитывать только в случае выпуска крупной партии — более 15 тыс. автомобилей.

Как полагают эксперты, именно то, что некоторые ключевые узлы были отданы на аутсорсинг, и сыграло с компанией злую шутку. Считается, что спешка при выборе партнеров стала одной из причин целого ряда неудач. Первую серийную машину производителя оснастили двухлитровым турбированным двигателем (260 л. с.) и двумя электромоторами (мощностью 120 кВт).

 



 

Первым тревожным звоночком стал судебный иск от Tesla (поданный в 2008 году, практически сразу после презентации Karma), которая обвинила компанию Фискера в том, что проектные работы для Model S были выполнены не на должном уровне, а лучшие идеи реализованы в Karma. От иска довольно быстро удалось отбиться, а все судебные издержки легли на Tesla.

Тогда в Fisker Automotive еще верили в успех своего гибрида. Публика и профессионалы хорошо приняли Karma. В 2009-м было получено добро на выделение дотаций по программе Министерства энергетики США. Около $192 млн из этих средств впоследствии были привлечены для реализации проекта. В 2011-м Леонардо ДиКаприо соглашается стать лицом бренда, тогда же Top Gear называет седан самым роскошным автомобилем года, а в Финляндии начинается его производство.

Гибрид решено было собирать в финском городе с трудновыговариваемым названием Уусикаупунки. Завод Valmet Automotive известен тем, что там выпускали спортивные модели Porsche, а также Mercedes A-Class и GLC.

Сначала все шло даже хорошо. В середине 2011-го автомобиль поставили в Америку, клиенты получили долгожданную машину к концу года. К тому моменту Karma продавалась через дилерскую сеть — существовала договоренность с более чем 40 автоцентрами в США и тремя в Канаде.

 

 

Цены в Штатах начинались от $102 тыс. за базовую модель и от $116 тыс. за топовую комплектацию. Столь высокая стоимость с учетом скромных технических характеристик автомобиля отпугнула многих потенциальных клиентов. Сочетание ионно-литиевой батареи (емкостью всего 20,1 кВт·ч и с запасом хода по паспорту в 80 км) с бензиновым двухлитровым двигателем — это не то, за что обеспеченные люди готовы были платить от $100 тыс. Гибрид? В самом деле? А в чем прорыв? Это же просто дорогой конкурент Toyota Prius и Chevrolet Volt, только в более красивой обертке!

А вскоре начались настоящие проблемы. Компания A123 Systems, один из ключевых партнеров Fisker Automotive, дважды отзывает батареи, разработанные для Karma, — в декабре 2011-го и марте 2012-го. Это, соответственно, повлекло отзывы только-только выпущенных машин, дорогостоящие ремонты и самое главное — сокрушительный удар по репутации. Вскоре вся эта неприятная история завершилась банкротством A123 Systems.

 

 

С того момента компанию Хенрика Фискера преследовали одни неудачи. Прежде всего Министерство энергетики США заморозило дотации. Недовольство чиновников вызвало то, что Karma была слишком дорогой для обычных американцев. Производство «роскошного седана» приостановили в ноябре 2012-го. А позже пришлось отказаться от планов по выпуску еще одной модели — Atlantic.

 




 

Казалось, даже природа была против люксового гибрида и планов по его продвижению. В конце 2012 года ураган Сэнди фактически уничтожил партию автомобилей, которые ожидали отправки в Европу. Одна из машин загорелась из-за того, что морская вода вызвала короткое замыкание в блоке управления. Огонь перекинулся на другие автомобили — в результате было повреждено 16 новых Karma.

Недовольство в компании нарастало, менеджеры сменяли друг друга, но это мало помогало. В конце концов Хенрик Фискер вынужден был оставить свое детище, назвав причиной «разногласия в ведении бизнеса».

О том, чтобы продолжать производство или разработать новый проект, речи не шло. В итоге Fisker Automotive уволила три четверти своих сотрудников.

В дело о банкротстве включилась крупная китайская компания Wanxiang. Интересно, что именно она теперь владеет A123 Systems — поставщиком неудачных батарей. Хенрик Фискер даже обвинял китайцев в том, что они частично несут ответственность за провал. По итогам аукциона по банкротству, Wanxiang получила контроль над Fisker Automotive и права на производство Karma. А дизайнер сохранил за собой товарные знаки и марку Fisker и основал Fisker Inc. Фактически его старая компания раскололась на две фирмы.

Всего было выпущено 2450 люксовых гибридных седанов. Как быть их владельцам, которые остались без поддержки производителя? Впрочем, все не так просто. Это же Америка... Сеть дилеров продолжает обслуживать Fisker Karma. Опыт эксплуатации довольно разный, но некоторые автомобилисты столкнулись с «детскими» проблемами.

 

 

— Многие собственники Karma жалуются на проблемы с электроникой, Bluetooth, периодически возникают сложности с батареями, — рассказывает Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-ГРУПП», который не раз выступал экспертом в наших публикациях. — Как-то мне довелось побывать в крупном автоцентре в Нью-Джерси, где обслуживают эти автомобили. Сотрудники салона рассказывают, что иногда поступают машины, которые даже не заводятся, а причина поломки неочевидная. Типичное мнение пользователей таково: батарея обеспечивает маленький запас хода — в реальности 50—60 км; расход бензинового двигателя большой — 7—10 литров на сотню; по инновациям Karma значительно отстает от Tesla и даже Toyota Prius. При этом все в восторге от ошеломляющего дизайна. Говорят, даже Ferrari и Lamborghini, если их поставить рядом, смотрятся скромнее.

 





 

Но нельзя сказать, что проект имени Хенрика Фискера и его идеи окончательно похоронены. Напротив! Китайская компания Wanxiang заявила о планах вдохнуть вторую жизнь в гибридный спорткар, который будет называться Karma Revero. Та же бензиновая «турбочетверка», те же два электромотора с приводом на заднюю ось. Емкость батареи выросла с 20,1 до 21,4 кВт∙ч. Зато добавилась солнечная батарея на крыше, выполняющая, правда, скорее декоративную функцию (в солнечный день сможет обеспечить 2,5 км пробега). Производство новой старой Karma перенесено в Калифорнию, и выпуск уже возобновлен.

 

 

Что же касается самого Хенрика Фискера, то он по-прежнему грезит обогнать Илона Маска и Tesla. Во второй половине 2017-го бывший дизайнер Aston Martin и BMW обещает представить электромобиль с запасом хода 400 миль и стоимостью $40 тыс.

 

 

Похоже, бизнесмен проделал большую работу над ошибками. Теперь Fisker Inc. не полагается на сторонних поставщиков, а создала подразделение Nanotech, которое работает над своей батареей, причем имеющей минимум лития. Компания рассчитывает выпустить абсолютно новый продукт, который будут приобретать другие автомобильные производители. Это позволит поддерживать собственный проект.


Впрочем, когда-то нечто похожее мы уже слышали. Однако спешка, ненадежный поставщик и стечение обстоятельств не позволили обеспечить громкий успех седану, на который возлагали большие надежды. Но такие, как Фискер, непременно нужны, хотя бы для того, чтобы Илон Маск со товарищи чувствовали конкуренцию и создавали еще лучшие автомобили.

 

Выражаем благодарность за помощь в подготовке публикации ООО «БелАукцион-ГРУПП»
и лично Виталию Скребцу

 

Автор: Андрей Журов. Фото: производитель; Виталий Скребец

 

Опубликовано с разрешения www.onliner.by

 


Добавить комментарий