«При «случайных» сделках стоимость поврежденного транспортного средства занижается минимум на треть, а иногда — в два-три раза», — говорят в компании «БелАукцион-Групп», которая предлагает более честный способ оценки и реализации разбитой машины. Продажа через аукцион аварийных автомобилей давно используется в США и уже несколько лет — в Беларуси. Как это работает?
«Большинство поврежденных автомобилей продаются случайным образом неслучайным людям»
Автомобильная сфера в Беларуси не сразу приобретала цивилизованные черты: сначала ввели обязательную страховку, затем появился рынок каско, сравнительно недавно заработала система trade-in. Реализация автомобилей через аукционы только-только всерьез приходит в РБ.
— Хотя в США аукционы чрезвычайно популярны, — говорит директор «БелАукцион-Групп» Виталий Скребец, который прожил в Америке шесть лет. — На них продают буквально все: от старых вещей из гаражных боксов до предметов роскоши. Популярность торгов объясняется исключительно законами экономики. Аукцион позволяет сделать процесс открытым и привлечь к сделке максимальное количество заинтересованных покупателей. В особенности этот инструмент эффективен, когда стоимость лота достоверно неизвестна, а конечную цену определяют участники торгов.
Виталий Скребец
В самом деле, как определить реальную цену на свежий «бюджетник», у которого после удара «поехала» геометрия кузова? Или на премиальный кроссовер с повреждениями подкапотного пространства? На сколько процентов снизилась их стоимость? Какую стоимость можно получить, если учесть, что машину реально восстановить?
— Когда владельцу аварийного автомобиля поступает первое же предложение о покупке, тот считает это несомненной удачей, — продолжает специалист. — Однако это заблуждение. Давайте рассуждать рационально: зачем первому попавшемуся человеку покупать неликвидный объект, который будет сложно восстановить и продать? Потому, что это не так! Да, после дорожного происшествия цена на автомобиль существенно снизилась, но даже сильно разбитое транспортное средство стоит своих денег.
По словам экспертов, большинство поврежденных автомобилей реализуются случайным образом на трех стадиях: при эвакуации с места ДТП, во время оценки или дефектовки. Предложение приобрести «неликвид» как бы невзначай поступает от водителя эвакуатора, мастера по приемке СТО или оценщика.
— Сейчас сфера устроена так, что поврежденное в аварии транспортное средство не сразу доходит до площадки по продаже автомобилей, — делится наблюдениями Виталий Скребец. — Это может свидетельствовать только о том, что спрос на аварийные машины носит спекулятивный характер. Причем владелец автомобиля остается в проигрыше дважды: после ДТП, а потом при продаже транспортного средства ниже реальной стоимости.
«Узнав, что продавец хочет отказаться от сделки, перекупщики пробовали даже угрожать»
Нередко битые машины выставляются на интернет-площадках в том же состоянии, что были куплены участниками серого рынка, но уже совсем по другой цене. Эта разница может составлять от 30 до 300 процентов, уверяют эксперты.
В качестве примера приводят курьезный опыт продажи Mazda CX-5, который на момент аварии принадлежал «айтишнику». Повреждения кроссовера были не самыми большими, но молодой человек все-таки решил избавиться от автомобиля. Когда поступило «случайное» предложение заплатить $10 тысяч владелец согласился и взял задаток в 100-200 у.е. Но потом парень решил узнать, не прогадал ли и обратился в «БелАукцион-Групп», где оценили кроссовер в $13 тысяч. Увы, с возвратом задатка возникли сложности: перекупщики ни за что не хотели брать деньги назад, требовали продать машину и даже угрожали. В итоге сотрудники компании помогли парню мирно урегулировать вопрос с настойчивыми покупателями. А лот ушел даже больше, чем прогнозировали, — за $15-16 тысяч.
В «БелАукцион-Групп» считают, что именно электронные торги позволяют в таких условиях объективно определить цену: «В 2013-м году, когда наша компания выходила на рынок с предложением продавать аварийные автомобили через аукцион, многие недоумевали, мол, что это такое. Сейчас на сайте зарегистрированы более 15 тысяч участников. Причем около 4 тысяч это активные игроки, которые несколько раз участвовали в торгах. У каждого есть свой интерес. Кто-то хочет восстановить автомобиль для перепродажи, кто-то предпочитает отремонтировать и сам ездить на «свежей» машине, пусть и ранее побывавшей в ДТП».
Как подчеркивает Виталий Скребец, при организации принципов работы аукциона был использован американский опыт. В США это большой бизнес с огромными оборотами, удачно вмонтированный в автосферу: поврежденные автомобили практически без участия владельца передаются страховыми компаниями на аукцион. А собственник лишь получает чек, не предпринимая практически никаких усилий.
— Продавцу автомобиля достаточно в тапочках выйти на порог дома, передать водителю эвакуатора title (документ, подтверждающий право собственности), ключи от машины и все, — говорит руководитель «БелАукцион-Групп».
«Каждую неделю через аукцион продается 5-6 аварийных автомобилей»
Обороты в США, конечно, несопоставимы с Беларусью, что вызвано не только конъюнктурой, но также непривычностью для нашей страны использования такого инструмента. Тем не менее каждую неделю через площадку «БелАукцион-Групп» продается 5-6 аварийных автомобилей.
Как это происходит? С владельцем автомобиля заключается договор комиссии (поручения). Затем на эвакуаторе транспортное средство доставляют на охраняемую площадку аукциона (бесплатно), проводят диагностику, моют, при необходимости заряжают аккумулятор, делают несколько десятков фотографий и выставляют лот на сайт компании.
Есть две важные особенности. Во-первых, начальная стоимость лота за поврежденный автомобиль всегда составляет 1000 рублей. Во-вторых, торги проводятся в течение двух недель в онлайн-режиме. А значит, владелец может все время следить за процессом.
— По нашим наблюдениям, наиболее активно делаются ставки в последние часы перед завершением аукциона, — рассказывает Виталий Скребец. — После окончания торгов возможны два варианта. Первый — желаемая для владельца автомобиля цена достигнута. В таком случае после оплаты победителем лота деньги перечисляются на карт-счет собственника. Тому остается подписать акт выполненных работ. Второй вариант, когда во время торгов не удалось добиться ожидаемой стоимости. Тогда собственнику остается самостоятельно забрать машину с площадки. Никаких других расходов он не понесет.
Резонно спросить, в чем заключается выгода для организатора аукциона. Все просто: победитель торгов выплачивает сбор, как если бы это было в США. Именно таковы правила двух крупнейших площадок в Америке — Copart и Insurance Auto Auction (IAA).
— На площадке по проведению аукциона сходятся интересы трех сторон: продавца, покупателя и организатора торгов, — объясняет Виталий Скребец. — Чем дороже лот, тем больше сбор. Поэтому мы заинтересованы в максимальном продвижении объявления: широкое освещение не только через собственный сайт, но также с помощью соцсетей, YouTube и крупных автоплощадок позволяет привлечь максимальное количество желающих.
Таким образом формируются рыночные условия для реализации автомобиля. Чтобы проиллюстрировать сказанное выше, обратимся к типичному лоту. Летом прошлого года на аукцион поступил Kia Rio (2012 г.в.) с АКП, бензиновым двигателем 1,6 л и пробегом почти в 170 тысяч км. У машины была сильно повреждена передняя часть.
Перекупщики предложили 5200 рублей. Однако хозяин «бюджетника» отказался, обратившись в «БелАукцион-Групп». Во время торгов цена существенно превысила первичное предложение. Победитель заплатил чуть более 9 тысяч рублей.
Ключевым преимуществом организаторы торгов называют то, что информация о предложении попадает не одному-двум потенциальным покупателям, а большому количеству участников рынка. А когда в игру вступают профессионалы, обладающие достоверными данными, условия выглядят более честными, борьба становится конкурентной и в итоге в выигрыше оказывается продавец не такого уж, как выясняется, неликвидного товара.